Первые революционные политические и социально-экономические преобразования
Страница 3

Материалы » Период народной демократии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы » Первые революционные политические и социально-экономические преобразования

Созданный 21 июля 1944 г. центральный орган исполнительной власти — Польский комитет национального освобождения (ПКНО) 22 июля обратился с Манифестом к польскому народу, в котором была изложена программа завершения вместе с Советской Армией борьбы против фашистских оккупантов и строительства нового государства, обеспечивающего равенство всех граждан, избавление их от угнетения и эксплуатации, демократическое развитие общества. В Манифесте содержались положения о проведении в жизнь социально-экономических преобразований в интересах трудящихся и разрешении ряда социальных проблем. Их осуществление наряду с созданием ПКНО и рад народовых означало победу революции в Польше. Это явилось историческим переломом: в Польше «началась социальная революция, начался процесс социалистических преобразовании».

Изменения в характере власти повлекли за собой преобразования: в социальной структуре общества и в формах собственности на средства производства. Важнейшими актами революции явились земельная реформа и национализация промышленности. Реформа, проводившаяся на основе декрета ПКНО от 6 сентября 1944 г., предусматривала конфискацию земли сверх 100 га общей площади, в том числе пахотной — сверх 50 га, и передачу ее в государственный земельный фонд для надела безземельным и малоземельным крестьянам, сельскохозяйственным рабочим и служащим. Демократический характер этого акта усиливало активное участие в нем беднейшего крестьянства. Большую роль в осуществлении реформы, проходившей в обстановке ожесточенной классовой борьбы, сыграли рабочие бригады. На освобожденной территории Польши она была завершена к концу 1944 г. В ходе ее почти 110 тыс. семей, в том числе малоземельные (более 63 процентов), безземельные и сельскохозяйственные рабочие (около 32 процентов), получили 212 084 га пахотной земли. Реформа показала, что новый, народный строй является подлинным защитником интересов трудящихся. Она способствовала росту политической сознательности и активности крестьянства.

В ходе революции буржуазия лишалась базы своего экономического и политического господства. Молодое государство брало в свои руки, управление крупнейшими предприятиями металлургической, военной, электротехнической, химической, пищевой, строительной, деревообрабатывающей промышленности. В ведение народной власти переходили все-предприятия, ранее принадлежавшие немецким акционерным компаниям и частным лицам, а также бежавшим из страны владельцам и предателям, сотрудничавшим с оккупантами. Во многих случаях руководство заводами и фабриками брали на себя советы на предприятиях. Так создавались, экономические основы народного строя Польши[29].

Укрепление народной власти свидетельствовало об успешном развитии революции в стране. Все более расширялись возможности для формирования Временного правительства Польши. Этому долгое время препятствовала польская реакция, особенно эмигрантское правительство в Лондоне. Антинародные силы пытались игнорировать ПКНО, вели подрывную и террористическую деятельность. Но освобождение Советской Армией польских земель ослабило силы реакции и не позволило им развязать гражданскую войну.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Образование раннефеодальных империй Суй И Тан
Во второй половине VI в. экономические и политические различия между Севером и Югом значительно смягчились. Кочевники ассимилировались в массе местного населения, а боеспособная тобийская конница давно перестала существовать. Кочевники Це ...

Греческая национальная партия в Афинах. Битва при Никополисе и Падение Аргоса
Хотя, сообразно упомянутому нами определению короля Владислава, герцогство Афинское должно было перейти к Донато Аччьяйоли и его потомству, Нерио нашел, что это невыполнимо, и потому составил духовное завещание. Он распорядился всем своим ...

Проблемы и концепции международных отношений
В реальности существует ряд противоречий, которые осложняют межгосударственные отношения. 1. С одной стороны, существует общепризнанное в международных документах формальное равенство государств, с другой - реальное их неравенство. Приче ...