Главные направления в историографии Белоруссии
Страница 1

Первым, обратившим внимание на историю Белоруссии, был русский дворянский историк Н.Г. Устрялов. В своих работах "Исследование вопроса, какое место в русской истории должно занимать княжество Литовское" (1839), "Русская история" (1837-Л841) он при вел ряд интересных фактов из истории Белоруссии XVI-XVIII вв. Однако Устрялов освещал эти факты с целью оправдания той официальной политики, которой придерживалось николаевское правительство по отношению к Белоруссии, т.е. выступал против тех, которые "смотрят на Литву и соединившиеся с нею области как на (польские провинции", и объявил их русскими.

В середине XIX в. историческое развитие Белоруссии получило некоторое освещение в обзорных трудах и курсах лекций русских историков К.Н. Бестужева-Рюмина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского и Н.И. Костомарова. Но этих авторов Белоруссия интересовала не сама по себе, а лишь как одна из составных частей Российской империи. Поэтому о Белоруссии они писали только в разделах, посвященных внешней политике, главным образом войнам России с Польшей или (расширению территории Русского Государства. Это являлось результатом господствовавшего среди большинства русских историков великодержавного (представления о том, что все народы, кроме русского, были только материалом, из которого создавалось величественное здание Российской империи, и что ни один из них не имеет права на самостоятельное существование за ее пределами.

Предметом специального изучения история Белоруссии стала только со второй половины XIX в. В это время был написан ряд работ, посвященных непосредственно истории Белоруссии или истории Великого княжества Литовского, в состав которого входила Белоруссия, О. Турчиновичем, М.Ф. Владимироким-Будановым и В.Б. Антоновичем. Однако значительная часть работ этих и других историков написана с. великодержавных и клерикальных позиций.

Особенно ярко клерикально-монархическая тенденция выразилась в работах М.О. Кояловича, Н.И. Петрова и П.Д. Брянцева, которые утверждали, что Белоруссия - это часть России, испорченная влиянием Польши, и открыто проводили мысль о том, что царизм имеет исторические права я а обладание Белоруссией. Они оправдывали эти права совместной борьбой против внешних врагов белорусских феодалов и русских дворян, православной церкви и русской государственной власти. Эти три силы - феодалы, православное духовенство и русские цари - и были, по мнению названных историков, главными силами, благодаря которым удалось защитить Белоруссию от попыток польских магнатов, шляхты, католического и униатского духовенства ополячить, окатоличить ее народ и навсегда оторвать от России. Включение Белоруссии в состав Российской империи в конце XVIII в. также объяснялось только деятельностью русских царей, белорусских феодалов и церковников. Роль белорусского народа, который неоднократно поднимал восстания и в течение столетий боролся за воссоединение с великим русским народом, совершенно игнорировалась. Если они и писали о народных выступлениях, то трактовали их как движения, направленные против католической церкви. Руководящая роль в этих выступлениях приписывалась служителям православной церкви или православным феодалам и шляхте.

Поэтому историю белорусского народа эти историки совершенно не изучали. Их интересовала только деятельность литовских, польских, русских властей и духовных особ, постановления сеймов Речи Посполитой к церковных соборов. Даже само название "Белоруссия", "белорусский народ" в их работах очень часто заменялось названиями "Западный край", "Северо-Западный край" или "Литва".

В конце XIX-начале XX в. в русской историографии возникло новое либерально-буржуазное направление, которое принесло в историографию Белоруссии более широкое понимание предмета, интерес к социальной и экономической истории. Наиболее видными представителями этого направления в историографии Белоруссии были М.К. Любавский, М.В. Довнар-Запольский, И.И. Латыш и Ф.И. Леонтович.

В работах М.К. Любавского содержится большой документальный материал, тщательно собранный и обработанный на основе внимательного изучения источников по истории Белоруссии XIV-XVI вв. По обилию фактического материала и некоторым выводам его работы не потеряли своего значения и в настоящее время. Любавский, например, не связывал образование Литовского государства с появлением немецких агрессоров, как это делали историки юридической школы, а считал его результатом развития внутренних экономических и социальных отношений. Он правильно также отмечал, что магнаты, боявшиеся потерять свои экономические и политические привилегии, выступали на сеймах как сторонники политической независимости Великого княжества Литовского, а шляхта, боровшаяся с магнатами, наоборот, добивалась более тесного союза с Польшей, что феодальная независимость князей в западнорусских землях была большей, чем в Литве, и объяснял это тем, что феодализм в западнорусских землях возник раньше, чем в литовских. Но феодализм М.К. Любавский понимал только как политическое явление и излагал его историю лишь в свете отношений феодалов разных рангов друг к другу. Автор пытался также решить вопрос об установлении крепостной зависимости крестьян Великого княжества Литовского. Но ответ на вопрос о происхождении крепостного права он искал не в сфере экономических отношений, а в сфере юридического принципа давности.

Страницы: 1 2

Выдылыха
Наиболее ранним из них является местонахождение Выдылыха, датируемое, судя по керамическим остаткам, в пределах XVII века. Более узкий хронологический отрезок еще не определен, хотя керамический импорт и единственная польская серебряная м ...

Временные сдвиги в периодизации истории России по отношению к всемирно-исторической периодизации
В мировом цивилизационном развитии Россия занимает особое место. Расположенная территориально в Европе и Азии, она естественно подвергалась влиянию соседних как западных, так и восточных стран. Исторический процесс взаимосвязан и взаимооб ...

Крестьяне и крепостное право
«Ничто человека в большее уныние привести не может, как лишение соединенных с человечеством прав . Наши крестьяне печальным своим примером могут доказать, сколь пагубно конечное угнетение для людей . Я не нахожу беднейших людей, как наших ...