Крестный ход: особенности церемониала
Страница 4

18)Две хоругви, несут диаконы.

19)Два фонаря с зажженными свечами, такие же как под №6, несут также на носилках богомольцы[18].

20)Ещё последние одиннадцатый и двенадцатый большие фонари с зажженными свечами одинаковые с №6, несут также богомольцы.

21)Две хоругви и два значка, несут диаконы и мастеровые.

22)Во всю процессию с обеих сторон идут цепью нижние чины, в некоторых местах стоят городовой полиции солдаты, чтоб народ не теснил шествие процессии.

Между тем у каждого иногороднего богомольца из простого звания имеется на плечах палочка с навязанным на ней в верху белям или другого цвета небольшим куском холстины, а у других видится на палочке маленький пук соломы, ветвь с дерева и тому подобное; этими знаками они обнаруживают себя своим товарищам, пришедшим с одного места, и по окончании Крестного хода, каждая партия весьма легко и скоро сходится вместе.

Еще за месяц до выноса иконы в Коренную пустынь святую икону возили по домам. Куряне прощались со своей заступницей. Богомольцы приходили группами и, чтобы не растеряться, каждая группа несла свой шест, украшенный лентами, веточками, цветами, отчего все шествие приобретало пестрый, праздничный вид.

Примерно за неделю до выноса перед собором устанавливались «12 фонарей» в виде церковок с посеребренными главками. В них постоянно горело множество свечей. Был обычай у курян пролезать под фонарем, считалось, что это помогает от зубной боли. Кроме того, каждая девушка хотела побывать на выносе чудотворной иконы, так как только тогда можно было рассчитывать на хорошее замужество.

В ночь, накануне выноса иконы, на Красной площади на особом помосте, в окружении "фонарей" служили особую "народную всенощную". Мощные колокола собора и других курских церквей дополняли пение стоголосого церковного хора. Десятки тысяч людей стояли с зажженными свечами.

Утром, с восходом солнца, по Московской улице, вдоль которой стояло оцепление из войск, начинали двигаться паломники. В 11 часов дня из ворот Знаменского монастыря выносили самый большой и самый старинный «фонарь», который несли, сменяясь, до самой Коренной пустыни 40 чел. За ним выносили остальные 11 фонарей с зажженными свечами. После литургии чудотворную в ее самой древней ризе, подарке царя Федора Иоанновича, архиерей выносил из храма и входил на высокий, крытый красным сукном помост на площади. Под пение и звон колоколов владыка благословлял иконой город на все четыре стороны. Это был самый величественный момент. Куряне считают чудом, даром Богородицы, что в день выноса чудотворной всегда бывает хорошая погода.

Владыка отдавал далее икону губернатору и губернскому предводителю дворянства, которые несли ее до старой Ильинской церкви. Впереди шли воинские части с оркестром, за ними монашествующие, архиерейский хор певчих в малиновых кафтанах и два ряда священников в праздничных пасхальных ризах. В середине находилась святыня и покровительница Курского края - чудотворная икона[19].

У Ильинской церкви икона передавалась городскому голове и председателю земской управы, которые несли ее до Благовещенской церкви больницы сестер милосердия Курско-Знаменской общины Красного Креста. Далее, по обычаю, икону из ворот города выносил губернатор. В небольшой часовне за Московскими воротами служили краткий молебен и далее, через Ямскую слободу, несли ее в Коренную пустынь. Крестный ход приходил туда к 8 часов вечера, где ее торжественно встречали и проводили богослужения. Возвращалась икона в Курск в сентябре, но уже менее торжественно. Только в 1993 г. обычай совершать крестный ход возродился в Курском крае.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Битва под Москвой 1941 — 1942 гг
Битва под Москвой состояла из двух этапов. Первый этап — Московская стратегическая оборонительная операция: 30 сентября — 5 декабря 1941 г. Операция проводилась войсками Западного, Резервного, Брянского и Калининского фронтов. В ходе боев ...

Поражение царизма
Несмотря на начавшуюся революцию, царизм продолжал воину. В феврале 1905 г. произошло грандиозное по тем временам сражение под Мукденом. С обеих сторон в нем участвовало свыше 560 тыс. человек. В результате неудовлетворительных действий ц ...

Сельское расселение и население в вотчине Троице-Сергиева монастыря в конце ХVI – ХVII в
Изложенное в третьей главе работы землевладение Троицкой корпорации было пространственно организовано в виде определенной системы сельского расселения, а непосредственно функционировало в конце ХVI - ХVII в. в виде сложившейся системы зем ...