Крестный ход: особенности церемониала
Страница 6

За свою долгую историю икона много путешествовала. Так, в 1597 году лик едет в Москву, где его встречает царь Федор Иоаннович с патриархом Иовом, всем соборным духовенством и войском. По повелению государя икону украсили серебряно-золотистый оклад, жемчуг и драгоценные каменья. Вокруг нее была сделана кипарисная доска, где был изображен Господь Саваоф, а по сторонам и снизу – пророки со свитками в руках и изречения из их писаний. Царица Ирина Федоровна привесила к образу пелену красного атласа, которую она вышила золотыми и серебряными нитями, украсив драгоценностями. купить икону георгия победоносца серебро с позолотой

Крестные ходы с иконою Знамения Пресвятой Богородицы Курской в годы войны (1914-1916гг.). Крестный ход проходил с 3 апреля по 8 мая 1915 года по следующим селам Курского уезда: Нижнее – Гуторово – Рышково, Лебяжье, Конарево, Нижнее Шумаково, Любицкое, Лубянка, Воробьевка, Малышево, Дубовец- Полное Рождественское, Ново-Черемошное; Обоянский уезд: Медвенка, Драчевка, Вышний Реутец; Курский уезд: Высокое, Спасское, Гостемля; Суджанский уезд: Сула; Обоянский уезд: Липовец, Башкатово, Косиново, Долженково, Рыбинские Буды, Бушмино, Пены, Самарино, Белое, Череново, Каменка, Павловка, Услонка, Трубеш, Мокрое Солотино, город Обоянь, Курск.

26 июля 1914 года во главе с епископом Феофаном был совершен торжественный крестный ход за Херсонскими воротами, в место расположения Военного лагеря, чтоб отслужить напутственный молебен пред чудотворным образом Знамения Божией матери для войск Курского гарнизона, отправившихся на места боевых действий.

В 11 часов дня крестный ход из Знаменского монастыря прибыл на выгодное поле к лагерям. Епископ обратился к воинам со словом, затем начал молебен. Население Курска поднесло воинам иконы – складни[21].

Епископ Феофан осенил войска и народ чудотворной иконой Знамения Божией матери.

1) Крестный ход с иконою Богородицы Смоленской.

Ежегодно накануне 2 октября проводился торжественный крестный ход с иконою Богородицы Смоленской. При многочисленном стечении богомольцев и продолжительном колокольном звоне икону выносят из Смоленского собора города Белгорода в устроенную в близ него часовню. После молествия и акафиста икона возвращается в церковь на торжественное и многолюдное всенощное бдение. В самый день явления иконы проводится много молебном до поздней литургии.

2) Крестный ход с иконою Николая Чудотворца.

Крестный ход с иконою Николая Чудотворца проходил обычно в мае из Белгородского Святотроицкого монастыря в село Устинку, где прежде размещался монастырь Коренной Николаевский. В тот же день крестный ход проводился в обратном направлении.

Крестные ходы в Курской епархии, кроме постоянных, пользовавшихся всероссийской известностью, проходили достаточно часто и в сельских местностях с местными церковными реликвиями. Сельские крестные ходы, в основном, проводились сельскими священниками, по просьбе паствы. Причинами их проведения были либо засухи, либо непрестанные дожди, либо какие эпидемии и другие бедствия. Существовали несколько постоянных крестных ходов: в селе Дерюгино Дмитриевского уезда 23 апреля, в Ямской слободе Сужданского уезда на Святой неделе, в селе Грязном Тим в день Святой Троицы и 4 сентября с иконою «Неополимая Купина» в селе Тим 14 сентября. Проводились крестные ходы и в городах Курской губернии. Так было во времена войны19147-1917 гг., когда повсеместно они были проведены с молебнами и даровании победы русскому воинству.

Обратим особое внимание на житийные храмы Курска, их вероятный возраст. Одну только церковь, более или менее крупную, в домонгольский период на Руси строили четыре-пять лет, да ещё около года живописали. Причём похоже, что до конца «XI в. существовала только одна артель в Киеве» по возведению каменных храмов на всю Русь. Так что курские церкви феодосиева периода, скорее всего, были деревянными, как абсолютное большинство домонгольских храмов, тем более на периферии древнерусского государства. Строить одновременно две церкви, даже деревянных, вряд ли было по силе городской общине среднего русского города той поры, тем более новопостроенного завоевателями из Киева. Следовательно, для возведения тех двух-трёх храмов в Курске и его ближней округе, которые подразумеваются на страницах «Жития», требовалось лет 10-15 по меньшей мере. Более смелое предположение состоит в том, что Мстислав, как и его старший брат Ярослав, и их отец Владимир, приглашал мастеров-плинфотворителей и зодчих из-за границы. Скорее всего, «от грек», из Константинополя. А может быть, с Кавказа, либо из какого-то другого южного центра христианизации, близких к его первоначальному тьмутараканскому домену . В начатом этим князем строительстве главного монумента своим жизненным подвигам –Спасо-Преображенском соборе в Чернигове современные искусствоведы усматривают «сходство с малоазийскими памятниками и даже армянскими (профили пучковых пилястр)». Причем «на стенах Спасского собора мы встречаем многие орнаментальные мотивы кладки раньше, чем на собственно византийских памятниках».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10