Крестный ход: особенности церемониалаСтраница 9
Ярким аргументом в пользу опережающего темпа христианизации Левобережья по сравнению с остальными центрами формирующейся Руси служит недавняя находка изображения креста, которым оказался отмечен наконечник копья, происходящий из знаменитого кургана - черниговской Чёрной могилы.
Так что те церкви, в которых подвизался в Курске и его округе Феодосий Печерский, скорее всего, воздвигались там по инициативе христианнейшего князя Мстислава. Причём в нашем распоряжении имеются фактические данные, позволяющие с определённой долей уверенности предполагать название старейшей церкви города Курска (хотя в письменных источниках её имя не названо).
Первые храмы Курской земли должны были относиться к Черниговскому епископству Киево-Русской митрополии, которое отмечается третьим по времени возникновения и значению после Белгородской и Новгородской. Причем «Черниговская и Переяславская епархии получили на некоторое время в 60-х годах XI в. статус титулярных митрополий. Следовательно, епархии должны были существовать здесь и раньше», что косвенно и подтверждается, в частности, резюмированным мной археологическим и житийным материалами первой половины XI в. Насаждение церквей и приходов на дальнем юго-востоке Древнерусского государства непосредственно вслед официального принятия им христианства подготавливало церковно-административное возвышение данного региона, находящегося, как-никак, поближе к Византии. После крещения Руси роль Константинополя в культурно-идеологическом развитии родины Феодосия стала эквивалентна влиянию скандинавского Севера.
Г.В. Вернадский предположил даже, что ещё Мстислав, будучи в Тьмутаракани, учредил там особую архиепископию, которой подчинялась в церковном отношении отошедшая этому князю часть Руси. А установление в Киеве митрополии объясняется ответным шагом Ярослава в борьбе этих сводных братьев-Владимировичей за верховную власть в стране. Такое предположение не слишком отличается от вышесказанного, если смотреть на ситуацию с точки зрения обращаемых в новую веру северян Посеймья.
В пользу реальной возможности вневизантийских, а может быть даже внекиевских истоков первоначальной христианизации этого региона могут свидетельствовать новые данные о распространении христианства в Хазарии: на её коренной территории, в Прикаспии при раскопках недавно обнаружены неожиданно многочисленные христианские символы. Среди них выделяются остатки четырёх богато декорированных христианских церквей VI-VIII вв. на кладбище древнейшей столицы каганата - Беленджера. Христианские храмы, хазары-христиане отмечены письменными источниками и в других хазарских городах IX-X вв., ближе расположенных к Днепровскому Левобережью. Указанное обстоятельство облегчило, как видно, переход части разгромленной Святославом Хазарии под своеобразный протекторат Руси. Недаром впоследствии один из внуков Ярослава Мудрого, князь черниговский и тьмутараканский Олег Святославич (умер в 1115 г.) носил титулы кагана и вдобавок «архонта Матрахи, Зихии и всей Хазарии» по актовой печати-булле. А идейное влияние Хазарии на крайний юго-восток ее славянского пограничья неоднократно отмечалось исследователями этого последнего района. В конфессиональном отношении он вполне мог первоначально «тянуть» к северным епархиям Хазарской митрополии. Церковная организация мировых религий всегда имеет тенденции «переползать» политические границы ради миссионерства.
Все эти соображения помогают объяснить явно повышенную для середины XI в. концентрацию храмов и прихожан в районе Курска, лежащем где-то на полдороге от тьмутараканского Приазовья к Чернигову. Как уже говорилось, заказчиками большинства древнерусских каменных зданий, в том числе храмов выступали князья, реже епископы. Это соображение дополнительно указывает на Мстислава как на более вероятного первостроителя курских церквей - раз к его последней столице и центру выпестованного им диоцеза Чернигову новорожденный Курск располагался поближе.
Печать
Н
аибольшего успеха реакции удаётся достигнуть в области цензурной политики. Занявший в 1883 году пост начальника Главного управления по делам печати Феоктистов к 1886 году сумел решительно расправиться почти со всеми прогрессивными орган ...
Выводы
Период конца XVI – начало XVII
ст. занимает особое место в истории украинского народа. Это время называют начало отчета новой (модерной) истории европейской цивилизации, которая, оставив позади эпоху Средневековья, выходила на принципиаль ...
Биография Сигурда Оттовича
Сигурд Оттович Шмидт, имя при рождении Зигфрид Оттонович Голосовкер, российский историк и краевед, родился 15 апреля 1922 года в Москве, в семье географа, исследователя Арктики Отто Юрьевича Шмидта.
Сигурд Оттович кончил исторический фак ...