Преемственность развития образования в дореволюционной и советской России
Страница 3

Материалы » Преемственность развития образования в дореволюционной и советской России

Задачи, которые стояли перед российским образованием на рубеже XIX и XX вв., были во многом не новыми. Но такого стремления решить их полностью, окончательно и в самые короткие сроки раньше, пожалуй, не наблюдалось. При этом заметно изменилась и их ценностная интерпретация. Условно говоря, просветители 1860, 1870 и даже 1880-х гг. руководствовались в первую очередь тем, что просвещенность - это универсальное благо и необходимый атрибут свободного гражданина, в 1890-е гг. акцент заметно смещается на инструментальные функции образования. При этом сопоставление России с Западом приобрело соревновательный характер.

В этом контексте новое преломление получила прежде всего старая и очень болезненная для России проблема массовой неграмотности. В 1890-е гг. задача ликвидации неграмотности посредством введения всеобщего образования была осознана как общенациональная, тесно связанная с развитием производительных сил страны. Ее решение стало выдвигаться как непосредственная практическая цель, правда пока еще в ограниченном, локальном масштабе - на уровне отдельных уездов и губерний. Безусловно, бюрократические препоны не были устранены, но молодой император Николай II относился к этой идее очень сочувственно. Так, ознакомившись с соответствующим докладом начальника Олонецкой губернии за 1895 г., он написал на полях документа: "Это меня радует, лишь бы нашлось достаточное число добрых и честных тружеников-учителей народной школы". Близкие по смыслу отметки сохранились на аналогичном докладе харьковского губернатора и на других документах того времени [5, с.271-272]. Надо сказать, что отдельные уезды Центральной России (правда, немногие) уже в 1890-е гг. довольно близко подошли к реальному осуществлению всеобщего обучения.

Долгое время спрос на выпускников средней и высшей школы диктовался потребностями многообразных отраслей государственной службы, гражданского строительства, здравоохранения и горнодобывающей промышленности. Теперь же его во все возрастающей степени предъявляет обрабатывающая промышленность, экономика в целом. В результате происходит отчетливо выраженное смещение приоритетов, на первый план выдвигаются задачи развития технического образования. Перестраивается мышление российской буржуазии, ранее не проявлявшей к делу народного просвещения повышенного интереса. Все активнее начинает заниматься этим вопросом и правительство. Еще в 1884 г. императору Александру III был представлен подготовленный по его указанию доклад "Проект общего нормального плана промышленного образования в России", на основе которого спустя 4 года были разработаны и получили высочайшее утверждение "Основные положения о промышленных училищах". Общий ориентир, которым надлежало отныне руководствоваться, был сформулирован в этих документах в характерном духе соревновательности наций и государств - "чтобы наши рабочие в умственном и нравственном развитии не отставали от заграничных" [6, с.23].

Одновременно были намечены меры по расширению сферы подготовки специалистов высшей квалификации. В 1880-е гг. российская высшая школа пополнилась лишь одним технологическим институтом - Харьковским, но следующее десятилетие (и при новом императоре) отмечено целым каскадом решений и мер, направленных на создание системы современных учебных заведений технического профиля и резкое увеличение выпуска инженерных кадров. В строй вводится "серия" первоклассных учебных заведений: в 1896 г. - первый в Сибири технологический институт в Томске и Московский институт инженеров транспорта; в 1898 г. - Петербургский, Варшавский и Киевский политехнические институты; в 1899 г. - Екатеринославский горный институт и др.

Как известно, предмет и задачи профессионально-технического образования в идеологическом и политическом отношении наиболее нейтральны. Поэтому в данной сфере удалось построить и достаточно долго поддерживать значительно более конструктивную модель отношений между высшими органами государственной власти и общественностью, чем это было в университетском секторе, где по сути дела постоянно воспроизводились конфронтационные настроения. Главным общественным контрагентом и партнером правительственных структур выступало созданное в 1866 г. в Петербурге Русское техническое общество (РТО), получившее в 1879 г. статус Императорского. Еще в 1868 г. в составе РТО была образована Постоянная комиссия по техническому образованию, а с 1869 г. оно стало заниматься устройством различного рода курсов для рабочих промышленных предприятий. В пределах своей компетенции РТО нередко выступало арбитром между различными заинтересованными государственными органами. Во всяком случае, совещания, проводившиеся с целью согласования позиций различных ведомств в области профессионального, специального и технического образования, по их же собственному предложению, обычно собирались на "нейтральной территории" под эгидой РТО.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Борьба народных масс Украины против шведских захватчиков. Начало Северной войны и вторжение шведской армии на западноукраинские земли
Российскому государству необходим был выход к Балтийскому морю, побережье которого захватили шведские феодалы. Россия, присоединившись к союзу (коалиции) государств в составе Саксонии, Польши и Дании, осенью 1700 г. начала войну против Шв ...

Американский математик и физик Янош фон Нейман
Труды по функциональному анализу, квантовой механике, логике, метеорологии. Внес большой вклад в создание первых ЭВМ и разработку методов их применения. Его теория игр сыграла важную роль в экономике. Янош фон Нейман был старшим из трех ...

Феодальные отношения
Для определения характера общественного строя Древней Руси необходимо уяснить главные критерии, позволяющие считать то или иное общество феодальным. При большом разнообразии форм феодального строя в разных странах и на разных этапах разви ...