Преемственность развития образования в дореволюционной и советской России
Страница 3

Материалы » Преемственность развития образования в дореволюционной и советской России

Задачи, которые стояли перед российским образованием на рубеже XIX и XX вв., были во многом не новыми. Но такого стремления решить их полностью, окончательно и в самые короткие сроки раньше, пожалуй, не наблюдалось. При этом заметно изменилась и их ценностная интерпретация. Условно говоря, просветители 1860, 1870 и даже 1880-х гг. руководствовались в первую очередь тем, что просвещенность - это универсальное благо и необходимый атрибут свободного гражданина, в 1890-е гг. акцент заметно смещается на инструментальные функции образования. При этом сопоставление России с Западом приобрело соревновательный характер.

В этом контексте новое преломление получила прежде всего старая и очень болезненная для России проблема массовой неграмотности. В 1890-е гг. задача ликвидации неграмотности посредством введения всеобщего образования была осознана как общенациональная, тесно связанная с развитием производительных сил страны. Ее решение стало выдвигаться как непосредственная практическая цель, правда пока еще в ограниченном, локальном масштабе - на уровне отдельных уездов и губерний. Безусловно, бюрократические препоны не были устранены, но молодой император Николай II относился к этой идее очень сочувственно. Так, ознакомившись с соответствующим докладом начальника Олонецкой губернии за 1895 г., он написал на полях документа: "Это меня радует, лишь бы нашлось достаточное число добрых и честных тружеников-учителей народной школы". Близкие по смыслу отметки сохранились на аналогичном докладе харьковского губернатора и на других документах того времени [5, с.271-272]. Надо сказать, что отдельные уезды Центральной России (правда, немногие) уже в 1890-е гг. довольно близко подошли к реальному осуществлению всеобщего обучения.

Долгое время спрос на выпускников средней и высшей школы диктовался потребностями многообразных отраслей государственной службы, гражданского строительства, здравоохранения и горнодобывающей промышленности. Теперь же его во все возрастающей степени предъявляет обрабатывающая промышленность, экономика в целом. В результате происходит отчетливо выраженное смещение приоритетов, на первый план выдвигаются задачи развития технического образования. Перестраивается мышление российской буржуазии, ранее не проявлявшей к делу народного просвещения повышенного интереса. Все активнее начинает заниматься этим вопросом и правительство. Еще в 1884 г. императору Александру III был представлен подготовленный по его указанию доклад "Проект общего нормального плана промышленного образования в России", на основе которого спустя 4 года были разработаны и получили высочайшее утверждение "Основные положения о промышленных училищах". Общий ориентир, которым надлежало отныне руководствоваться, был сформулирован в этих документах в характерном духе соревновательности наций и государств - "чтобы наши рабочие в умственном и нравственном развитии не отставали от заграничных" [6, с.23].

Одновременно были намечены меры по расширению сферы подготовки специалистов высшей квалификации. В 1880-е гг. российская высшая школа пополнилась лишь одним технологическим институтом - Харьковским, но следующее десятилетие (и при новом императоре) отмечено целым каскадом решений и мер, направленных на создание системы современных учебных заведений технического профиля и резкое увеличение выпуска инженерных кадров. В строй вводится "серия" первоклассных учебных заведений: в 1896 г. - первый в Сибири технологический институт в Томске и Московский институт инженеров транспорта; в 1898 г. - Петербургский, Варшавский и Киевский политехнические институты; в 1899 г. - Екатеринославский горный институт и др.

Как известно, предмет и задачи профессионально-технического образования в идеологическом и политическом отношении наиболее нейтральны. Поэтому в данной сфере удалось построить и достаточно долго поддерживать значительно более конструктивную модель отношений между высшими органами государственной власти и общественностью, чем это было в университетском секторе, где по сути дела постоянно воспроизводились конфронтационные настроения. Главным общественным контрагентом и партнером правительственных структур выступало созданное в 1866 г. в Петербурге Русское техническое общество (РТО), получившее в 1879 г. статус Императорского. Еще в 1868 г. в составе РТО была образована Постоянная комиссия по техническому образованию, а с 1869 г. оно стало заниматься устройством различного рода курсов для рабочих промышленных предприятий. В пределах своей компетенции РТО нередко выступало арбитром между различными заинтересованными государственными органами. Во всяком случае, совещания, проводившиеся с целью согласования позиций различных ведомств в области профессионального, специального и технического образования, по их же собственному предложению, обычно собирались на "нейтральной территории" под эгидой РТО.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Военные реформы правительства Ивана IV Грозного
Ядром укомплектования русского войска в XV в. оставался великокняжеский двор, состоявший из мелких служилых людей (бояр и "детей боярских"). С течением времени великокняжеский двор значительно увеличился и превратился в великокн ...

Теоретические проблемы “крупной феодальной вотчины”
В процессе научного изучения феодальной эпохи одним из генерализующих понятий всегда являлась вотчина-сеньория. С нею связывалось господство крупной земельной собственности в соединении с политической властью ее носителей. Мысль Ш.Монтеск ...

Расстройство внешней торговли.
Разрушение Киевского союза восточных славян и установление областного строя помимо географического разобщения русского населения стояло в тесной связи с теми переменами, которые произошли в экономическом быту и социальном строе восточных ...