Преемственность развития образования в дореволюционной и советской России
Страница 1

Материалы » Преемственность развития образования в дореволюционной и советской России

Как известно, в середине XX в. отечественное образование пережило мощный взлет, в результате которого оно вышло на лидирующие позиции в мире. Осмысление этого неординарного феномена исключительно важно и для понимания особенностей социально-исторического развития России, и для выработки стратегии национального развития на перспективу. Но можно ли убедительно объяснить, как и почему стал возможен столь выдающийся результат, если исходить из стереотипных, сложившихся еще в советский период образов российской истории?

Возьмем, к примеру, давно уже воспринимаемое как само собой разумеющееся противопоставление процессов развития отечественного образования до и после 1917 г. Если "после" изображается как стремительное восхождение к небывалому расцвету просвещения, то "до" столь же привычно ассоциируется с хронической отсталостью, чуть ли не поголовной неграмотностью, постоянным стремлением власти гасить "светильники разума" (так что, как нередко утверждают, все прогрессивное могло происходить в то время лишь "вопреки реакционной политике самодержавия"). Правда, в последнее время наметилась некоторая тенденция отхода от такой черно-белой трактовки нашего прошлого. Отметим, в частности, появившиеся в журнале "Педагогика" статьи, в которых отчетливо просматривается стремление дать более объективную и взвешенную оценку деятельности таких определявших в свое время судьбы отечественного образования государственных деятелей Российской империи, как С.С. Уваров, Д.А. Толстой, И.Д. Делянов, К.П. Победоносцев и др. Однако такой подход проявился пока в основном лишь в биографических очерках и характеристике отдельных образовательных учреждений (например, церковноприходских школ). На уровне же "картины в целом" в конечном счете продолжает действовать старое сугубо идеологизированное противопоставление "света" и "тьмы".

Если мыслить такими категориями, то неизбежно возникает вопрос, ответить на который в рамках рациональной аргументации довольно затруднительно. Можно ли в самом деле создать образование мирового класса на протяжении жизни только одного поколения? Ведь такую систему надо не просто "строить" - ее надо "выращивать". Не случайно, к примеру, известный взлет немецкого образования, которое в XIX в. повсеместно признавалось самым передовым в мире, подготавливался по крайней мере еще со времен Лейбница. Не логично ли в этой связи предположить, что процесс, который в 50-60-е гг. XX в. вывел Россию-СССР на позиции мирового лидера в образовании, имеет более продолжительный генезис, чем это обычно думают, когда относят его начало к середине 1930-х гг. или даже к моменту установления в 1917 г. советской власти?

Обратимся в поисках ответов на эти вопросы к той ситуации, которая складывалась в российском образовании в последние предреволюционные десятилетия, в эпоху "великих реформ", начало которым положила отмена крепостного права. Несомненно, это был особый исторический момент, когда в отечественном образовании все, как говорится, сдвинулось с места. Можно сказать, что оно приобрело импульс движения и начало трансформироваться из статичной системы в динамичную. Россия становилась "современным" государством, и это проявлялось в повышении уровня образованности всех социальных слоев, включая и низшие. В то же время для России все еще был характерен недостаточный охват населения элементарным школьным обучением, не говоря уже о подготовке кадров высшей квалификации.

Последовавший за убийством Александра II период контрреформ должен был, на первый взгляд, приостановить развитие российского образования. Правительственная политика тех лет была направлена на ужесточение административного контроля за учебными заведениями, а усиление социальной фильтрации контингента учащихся, с тем чтобы заблокировать или, по крайней мере, приостановить процесс дальнейшей демократизации средней и высшей школы.

Интеллигенция была практически единодушна в том, что период "контрреформы" оказался для российского образования "плохим временем". Так, крупнейший представитель либеральной мысли Б.Н. Чичерин, характеризуя такую правительственную политику как "полный разгром университетов", доказывал, что она привела к полному расстройству высшей ступени образования [1, с.558]. Надо полагать, для подобных критических суждений были основания. Но, как это часто бывает, реальная действительность не укладывается в рамки однозначных вердиктов. То, что запечатлелось в сознании интеллигенции как "глухие годы", на самом деле было временем важного и глубокого исторического перелома. Потому что именно тогда впервые в российской истории в социальных низах (или, если угодно, в народных массах) вызревает собственный, активно ими продвигаемый и реализуемый образовательный запрос. Причем речь в данном случае шла не о каком-то специфическом, отдельном типе образования и образованности, а о впервые заявленном стремлении к той самой культуре и тем знаниям, которые еще недавно воспринимались как "барские".

Страницы: 1 2 3 4 5 6