Необходимость, сущность и особенность индустриализации
экономики Красноярского краяСтраница 4
23 июня 1935 года СНК СССР принял постановление « О строительстве Норильского никелевого комбината». Его сооружение был возложено на главное управление лагерями НКВД. Под давлением А.П. Завенягина в первоначальный проект было внесено существенное дополнение. Было решено строить не просто комбинат как промышленный объект, но и благоустроенный город рядом. На это выделялись целевые кредиты, направлялись большие группы заключенных, которые в условиях вечной мерзлоты должны были возвести объекты комбината и будущего города. На апрель 1937 года в Норильске заключенных насчитывалось 9 тысяч человек, в январе 1938 года 7930 человек, к 1939 году 19579 человек.
Удельный вес промышленности в народном хозяйстве края в конце второй пятилетки составлял 65,3%. Это выше, чем по стране в целом. Прирост промышленной продукции по отношению к 1913 году увеличился в 1937 году по СССР в 8,5 раз, в Восточной Сибири в 11раз, в Красноярском крае в 15,4 раза. Валовая продукция промышленности выросла в 8,6 раз, в угольной в 11 раз, в деревообрабатывающей в 17 раз.
С 1926 по 1936 гг. удельный вес городских жителей в общей численности населения края возрос с 12 до 30%, доля сельского населения сократилась с 88 до 70%. В 1938 году 93% продукции промышленности было получено на построенных или полностью реконструированных за этот период предприятиях.
С осени 1935 года в крае развернулось стахановское движение. Шахтеры Орлов, Дурашкин, Наумчик и другие выступали новаторами движения, которое только с 1936 года стало достаточно массовым. Основной темп так называемого стахановского движения стал наблюдаться после приезда с проверкой на заводы края Л.М. Кагановича, который «подверг суровой критике негодную работу коммунистов по развертыванию стахановского движения». Самое интересное, что после отъезда Л.М. Кагановича на этих заводах сразу же находят причину неудач в стахановском движении, так из материалов к докладу 1936 года «О стахановском движении на заводе» говориться следующее: « Товарищ Каганович сказал, что у нас стахановцы были предоставлены сами себе, не встречали поддержки, стахановское движение развивалось слабо. Эта сталинская прозорливость товарища Кагановича полностью подтверждена фактами, вскрывшими нами вскоре после отъезда товарища Л.М. Кагановича в механическом цехе. Здесь до приезда наркома мастера абсолютно не вели никакого учета производственного труда, стахановцев травили, ломали их станки, воровали их инструменты». Понятное дело что всех этих вредителей репрессировали, и из того же материала к докладу 1936 года мы можем просмотреть примерные числа репрессированных и по какой категории они арестовывались. Вот что получилось: « По роду преступления репрессированные распределились так: контрреволюционные вредители 21 человек, антисоветские агитаторы 8 человек, сопротивление и противодействие стахановскому движению 13 человек и прочих 9 человек. Итого из 51 репрессированных 14 человек троцкистов и 10 бывших коммунистов». [2, c.179] В случае с провалами стахановского движения не стоит забывать еще одного козла отпущения – кулаков. Так из письма М.И. Калинина мы можем увидеть следующее: «…Кулак из экономической категории превратился в политического козла отпущения: где бы что не стряслось – гадит кулак». [9, c.171]
Индустриальный рост края, развитие его производительных сил предъявляли высокие требования к транспорту. Ускоренными темпами строился Норильский комбинат, на севере развивалась сеть рыбоконсервных заводов, лесоперерабатывающих и других предприятий. Их надо было своевременно снабжать продовольствием, оборудованием. Доставлять это можно было по воздуху, либо водным путем по Енисею, поэтому деятельность Енисейского речного пароходства была в поле зрения партийных и советских органов. Совершенствовалась работа водного и воздушного транспорта. С краем Красноярск был связан в основном главной водной артерией – Енисеем. На долю речного пароходства приходилось до 64% всех перевозок. К концу второй пятилетки был основан Северный морской путь.
В 1936 году городская железная дорога, выделенная из Томской и Восточно-Сибирской, произвела техническую реконструкцию и в результате с 1938 года начала выходить на одно из первых мест в СССР по объемам грузоперевозок.
С 1933 года началось регулярное воздушное сообщение по маршрутам Красноярск – Игарка, через год трасса была продлена до Дудинки. К 1938 году Красноярск был связан воздушными линиями с Енисейском, Турой, Кежмой, Байкитом. Через Красноярск проходила почтовая авиация Владивосток – Москва.
В январе 1934 года на базе двух полуразвивающихся сараев и небольшого коммунального здания были открыты авиаремонтные мастерские Главсевморпути. Они предназначались для обслуживания и ремонта самолетов полярной авиации, так как вначале 1930-х гг. Красноярск стал основной авиационной базой Главного управления Севморпути. К августу 1935 года мастерские стали заводом, располагавшим шестью цехами. Тогда же было решено строить новый завод. К лету 1941 года был построен Авиадом.
Нэп и кризисы в партии большевиков
Происходящие изменения в стране не затронули политическую систему общества. Все важнейшие проблемы жизни государства решала РКП (б) и ее аппарат. Но социально-политический кризис начала 20-х гг. и введение нэпа вызвали "дискуссию о п ...
Заключение.
Условия Сан-Стефанского мирного договора, значительно усилившие позиции России на Балканах вызывали резкое недовольство европейских держав. Особенно они негодовали по поводу создания княжества Болгария с выходами в Черное и Эгейское моря. ...
Горожане их образ жизни
Из литературы и археологических раскопок известно многое о жизни городов древней Греции и Рима, но литература Индии отличается от античной менее реалистическим характером, а археологом не удалось обнаружить на её территории находок, сопос ...