Необходимость, сущность и особенность индустриализации
экономики Красноярского краяСтраница 5
Вторая пятилетка намного продвинула вперед промышленное развитие Красноярского края. В общем объеме продукции промышленности и сельского хозяйства на долю первой приходилось 65% против 25% 1913 года. Менялась и структура самой промышленности. На первое место выдвигалось производство средств производства. Изменилась география промышленности: началось промышленное освоение Севера.
Третья пятилетка для края была напряженной. Основное внимание уделялось развитию военной промышленности. Объем промышленной продукции края должен был возрасти на 105% против 92% по СССР. Преимущественное внимание уделялось развитию тяжелой промышленности, машиностроению. Однако в реальной жизни плановые задания были выполнены лишь на 38% в 1938 году и на 93% в 1939 году. Сказывался огромный дефицит электроэнергии, дефицит угля, кирпича.
В 1940 году промышленными предприятиями было произведено продукции на сумму 206 млн. рублей. В отрасли работало 106 тыс. Человек
Своевременным было создание в 1940 году государственных трудовых резервов – качественно новой ступени в подготовке квалифицированных рабочих. Весь учебный процесс в учебных заведениях этой системы был нацелен на овладение юношами и девушками рабочей профессии.
С первых же дней войны первостепенной государственной задачей наряду с организацией вооруженного отпора врагу стал перевод народного хозяйства на военное производство и эвакуация в тыл основных предприятий и части населения из западных районов страны.
Операции по перемещению целых заводов и их пуску на новом месте были исключительно сложны. Ввод предприятий в строй на новом месте осуществлялся в чрезвычайно тяжелых условиях.
Однако, кроме строительства новых заводов происходила реконструкция и обновление уже действующих предприятий. Красноярский ПВРЗ, один из самых крупных заводов в крае, принявший в сентябре-декабре 1941 г. оборудование Полтавского, Воронежского, Харьковского и Изюмского заводов Наркомата путей сообщения (НКПС), подвергся коренной реконструкции. В предвоенный период завод занимался капитальным и средним ремонтом паровозов и вагонов для Красноярской, Томской и Восточно-Сибирской железных дорог.
В 1941 г. завод приступил к сборке санитарных поездов. Оборудование для них должно было поступать с других предприятий страны, но оно задерживалось, а нужды фронта требовали скорейшего выпуска таких поездов. Тогда группа конструкторов сделала все необходимые чертежи на оборудование, и завод приступил к его производству из собственных материалов. И работа, которая в мирное время потребовала бы несколько недель и даже месяцев, теперь была выполнена в течение нескольких суток. Вскоре санитарные поезда из Красноярска один за другим пошли на фронт.
В первые месяцы войны, завод, перестроив свою работу и приняв на свою базу эвакуированные паровозоремонтные заводы, организовал два новых спеццеха, а в августе 1942 г. закончил реконструкцию вагонного цеха под ремонт мощных паровозов серии "ФД".
В 1941 г. из города Бежицы Орловской области эвакуирован в Красноярск завод "Красный Профинтерн", на базе которого был здесь построен Сибирский завод тяжелого машиностроения.
Фактически та масса предприятий, которую мы можем наблюдать на территории Красноярского края, является либо промышленностью созданной в период индустриализации, либо это предприятия, эвакуированные в свое время с Западных территорий СССР, в период огромной угрозы их уничтожения на момент Великой Отечественной Войны.
Переселенческая политика.
Одним из важнейших инструментов разрушения крестьянской общины стала политика массового переселения крестьян за Урал. Форсируя этот процесс, правительство хотело ослабить земельный голод во внутренних губерниях России, а главное - отпра ...
Государственные
крестьяне и однодворцы
Категория государственных, или казенных крестьян появилась в итоге осуществления податной реформы 1723 г. в результате объединения разных групп лично свободного крестьянства (черносошных, ясачных и т. д.). Предположительно, образцом для ю ...
Начало военных действий
В ночь на 27 января 1904 г. японский флот без объявления войны напал на русскую эскадру в
Порт-Артуре и повредил три корабля. В тот же день японская эскадра блокировала корейский порт Чемульпо, где находились крейсер «Варяг» и канонерка « ...