Кооперация.

Крестьяне-переселенцы нашли свой путь в ка­питализм, опирающийся на русские коллективистские тради­ции: общину сменила кооперация. Кооперативные союзы выполняли роль своеобразного механизма, посредством кото­рого мелкое крестьянское производство включалось в общую систему не только российского, но и мирового рынка.

Кооперация значительно снизила цены на рынке, оказы­вала помощь не только зажиточным и средним сдоям деревни, но и беднякам.

На 1 января 1917 г. в стране насчитывалось 63 тыс. различных видов кооперативов. Сельская кооперация обслу­живала 94 млн. человек, или 82,5% деревенского населения.

Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро. В одном из интервью в 1909 г. он заявил: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России». Однако внутренняя проти­воречивость целей и методов осуществления реформ привела к тому, что П.А.Столыпин стал фактически реформатором-одиночкой. Его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Более того, их действительной целью являлось формирование этой самой «группы поддерж­ки» - класса мелких буржуазных собственников.

Крестьяне были разочарованы в том, что власть не отдала им помещичьи земли, предлагая ехать за землей невесть куда. В крестьянское сознание все глубже внедрялась идея «черного», т. е. революционного, передела земли. Дворянство видело в Столыпине лишь разрушителя «вековых устоев» и узурпатора власти. Им нужен был Столыпин-успокоитель, в Столыпине-реформаторе они не нуждались. Либеральная интеллигенция не могла простить премьер-министру военно-полевых судов, приверженности к самодержавным формам правления, антисемитских и прорусских настроений. Увлек­шись аграрными преобразованиями, Столыпин упустил про­блему социального обеспечения рабочих, которая смогла бы смягчить негативную реакцию на жестокость власти по отно­шению к революционерам. Недовольство проявляли и про­мышленные круги, видевшие в правительственной политике перекос в сторону сельского хозяйства. Для революционных партий он навсегда остался «душителем революции», «вешателем», реакционером. Эсеры устроили за Столыпиным настоящую охоту. Единственной силой, объявившей первоначально о своей безоговорочной поддержке всех столыпинских начинаний, были октябристы и стоящие за ними патриотиче­ски настроенная русская-буржуазия и часть государственно-мыслящей интеллигенции и чиновничества. Однако впо­следствии он лишился и этой поддержки.

Оставался единственный способ проведения реформ - при помощи силы государства. Однако столыпинский курс перестал поддерживать и Николай II. В сентябре 1911 г. он был смертельно' ранен агентом охранки анархистом Богровым. В стране не оказалось ни лидеров, ни политических сил, способных продолжить его начинания.

Демократическое направление русской общественной мысли
На рубеже 40—50-х годов XIX в. в России складывается демократическое направление общественной мысли, наиболее видными представителями которого являлись В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, "левое" крыло петрашевцев, а та ...

"Русский социализм" А. И. Герцена
На рубеже 40—50-х годов XIX в. формируется теория "русского социализма", основоположником которой был А. И. Герцен. Основные свои идеи он изложил в работах, написанных в 1849—1853 гг: "Русский народ и социализм", " ...

Гайдамацкое и опришковское движение. Олекса Довбуш
Усиление барщины, феодальных и национально-религиозных угнетений вызвало волну восстаний на Правобережной Украине. В начале XVIII в. здесь возникла новая форма антифеодальной и народно-освободительной борьбы, известной в истории под назва ...