Обучение и воспитание русских воинов в ХV–ХVII вв
Страница 2

Войско, говорилось в Уставе, всегда должно быть готово к войне, а его маневр, совершаемый с целью разгрома врага — быстрым. Медлительность «портит многие домыслы», а потому противнику необходимо наносить стремительные удары. Указывалось также на необходимость предохранять свои войска от внезапного нападения противника.

В «Уставе ратных, пушечных и других дел» говорилось также о вождении войск на театре военных действий, о боевых и походных порядках, взаимодействии войск в бою, устройстве лагерей, организации и движении обозов, способах овладения крепостями и их обороне. Большое число статей было посвящено артиллерии, правилам стрельбы, что свидетельствует о резком возрастании роли этого рода войск в бою.

Большое внимание уделялось также соблюдению воинского порядка и дисциплины. От воинов требовалась взаимная поддержка в службе «делом и разумом». За измену и передачу тайн врагу, за грабеж, убийство мирных жителей, утерю оружия в боевых условиях виновные подвергались смертной казни. «Устав» требует и в стране противника «чинить пощаду, не разоряти, не грабити, ни крови их не пролита, но смотря по достоянию дела».

Уже в первых русских уставах большое место отводится моральному фактору, дисциплине, боевому духу войск. Каждый солдат должен приводиться к крестному целованию — приносить клятву (присягу), чтобы государю «верно служити» и чтобы «во всем послушным и покорным быти и делати по его повелению». Воинским людям «лучше есть честно умерети, нежели с бесчестием жити». Воевода по «Уставу» был обязан воодушевлять войска перед сражением и их на то «наговаривати, чтоб они так делали, как достоит делати прямым воинским людям и по крестному целованию».

Такие требования не могли предъявляться к воинам армий Западной Европы того времени, где войска были наемными, а дисциплина основывалась на муштре и репрессиях.

Войсковые начальники должны обладать самостоятельностью и инициативой. Большой воевода имел «полную власть и мочь над всеми воинскими людьми». Он, в отличие от западноевропейских начальников, мог действовать по своему собственному усмотрению и не испрашивать разрешения у государя — дать или не дать сражение.

Согласно уставу «Уставе» от войска требовалась постоянная боевая готовность. «В нынешния времена явно стало, что война и недружба не начинаема и вскоре подвигается . чтоб нам во все времена ото дни ко дни ко встречному бою готовым и вооруженным быти».

Другой русский устав «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», изданный по указу царя Алексея Михайловича в Москве в 1647 г. в количестве 1200 экз., был предназначено для полков нового строя. Его авторы остались неизвестными, также как неизвестно, являлся ли этот документ оригинальным сочинением или переводным изданием.

В Уставе излагалась организация роты и полка, определялись боевые и походные порядки. В нем выражалось отрицательное отношение к западноевропейскому наемничеству. «Нигде такого бесчинства не сыщешь, как в германских, сиречь, цесарских регементах», ― считали авторы устава. По их мнению, наемники способны лишь на «свары и брани, кражу и грабеж».

В «Учении» отводилось много места обучению войск, например, описывались приемы обращения с мушкетом и пикой, и определялась их значимость в деле достижения победы над противником. Составители порицали тех, кто недооценивает важность систематического обучения, и приводили в доказательство полезности учения ратному строю целый ряд исторических примеров.

«Учение» требовало, чтобы солдат правдиво служил государю, умел обращаться с оружием, знал свое место в строю и в бою, не жалел «тела своего». Большие требования предъявлялись и к командирам.

В уставе отведено значительное место моральному облику воина, который должен служить примером «чести, учтивости и чувства готовности душу положить за други своя». Таким образом, как и в «Уставе ратных, пушечных и других дел», «Учение и хитрость ратного строения .» отводилось большое место моральному фактору, дисциплине, боевому духу войск и взаимной выручке в бою.

Красной нитью в уставе проходит мысль о том, что победа может быть достигнута только при постоянном регулярном обучении войск ратному делу. «Только глупые ослята отвергают ратную науку», — писали составители. Только ратное учение позволит войску «легкими трудами себе великую прибыль, а недругу большое поражение учинить».

О значении изданных уставов говорит хотя бы тот факт, что ежегодно в течение месяца полки «нового строя», созданные в ходе военной реформы 30–50-х годов XVII в. собирались для воинского обучения, которое велось согласно статей этих уставов.

Страницы: 1 2 3

Возникновение и развитие делопроизводства в учреждениях России XVI-XVII вв.
Государственное делопроизводство как система начинает самоуправляться с момента образования централизованного Русского государства в конце XV в. и начала процесса создания аппарата государственного управления, необходимого для регулирован ...

Политика избранной Рады – эволюционный путь развития России. Реформа центрального и местного самоуправления
Особенно государственный и политический талант Ивана Грозного раскрывают реформы 50-х годов XVI века. Важнейшей чертой политической истории Русского государства являются многочисленные реформы, направленные на дальнейшее развитие и укрепл ...

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»: дискуссии вокруг русской святыни. История обретения иконы
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, иконы Божией Матери Курская коренная сидящую и молитвенно подъемлющую руки свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младе ...