Обучение и воспитание русских воинов в ХV–ХVII вв
Страница 1

Военное обучение зародилось в стрелецких отрядах и сотнях. Летописи говорят о высоком боевом мастерстве стрельцов. Стрельцы умели «закопатися во рвы», то есть окапываться, чего не делали солдаты западноевропейских армий, так как наемники считали рытье окопов «неоплаченной работой».

Постоянная служба, элементы боевой подготовки, однообразное высококачественное оружие делали стрельцов первоклассным войском того времени. Современники свидетельствуют, что «стрельцы были искусны и научены ратному делу и стрельбе из пищалей».

Образование постоянного войска в виде пехоты, вооруженной огнестрельным оружием, является важным этапом в развитии войска русской феодально-абсолютистской монархии. По своему моральному духу, боеспособности, организации и по степени насыщения огнестрельным оружием русская пехота, особенно стрелецкое войско, значительно опережала западноевропейскую пехоту XVI—XVII веков.

Развитие огнестрельного оружия повышало значение огня в бою. Как свидетельствует Никоновская летопись, при осаде Казани в 1552 г. «огневой бой» стрельцов играл очень важную роль. Располагаясь «во рву», за турами или оградами, стрельцы «из множества пищалей стреляху», содействуя огнем атакующим боярским людям и казакам. При отражении вылазок противника русские войска подпускали его близко к турам и стреляли из пищалей, после чего нападали на врага и громили его.

Эффективность «огневого боя» повысила внимание к искусству ведения огня. Еще при Иване IV в Москве производилась ежегодные смотры ружейной стрельбы. Один из таких смотров, проходивший в Москве 12 декабря 1557 г., описал английский путешественник Дженкинсон. Для проведения смотра был построен ледяной вал в 6 футов[5] вышины и 2 сажени[6] толщины. Стрелки находились на специально сооруженных подмостках на удалении 150 шагов от вала. В стрельбе участвовало 500 пищальников. Смотр производил сам Иван IV. По свидетельству Дженкинсона, ледяной вал в результате стрельбы был окончательно разбит. В этот же день Иван IV проверял искусство артиллерийской стрельбы, которая велась по двум белым мишеням, установленным перед набитыми землей деревянными срубами. Стрельба велась последовательно: сначала орудиями малого калибра, потом среднего, а затем крупного. В результате стрельбы оба сруба были полностью разрушены, несмотря на то, что они были сделаны очень прочно.

Русское войско в многочисленных войнах и боях выработало высокие боевые качества. Иностранные наблюдатели поражались стойкости и выносливости русских воинов. Иностранец Ченслер, прибывший в Москву в 1553 г. и находившийся там несколько месяцев, писал: «Не знаю ни одной страны около нас, которая славилась бы такими людьми .»

По определению Стефана Батория, русские «в защите городов не думают о жизни, хладнокровно становятся на место убитых или взорванных действием подкопа и заграждают пролом грудью, днем и ночью сражаясь, едят один хлеб, умирают от голода, но не сдаются».

Автор немецкой хроники XVI в. Бальтазар Руссов называл русских «сильными военными людьми». Они, писал он, «неутомимы во всякой опасности и тяжелой работе днем и ночью . держатся в крепости до последнего человека, скорее согласятся погибнуть до единого, чем идти под конвоем в чужую землю». О наемниках же он говорил, что им решительно все равно, где бы ни жить, была бы только «возможность вдоволь напиваться и наедаться». Русское войско, служившее интересам своей страны, не может идти в сравнение с немецкими ландскнехтами и всеми другими наемными войсками стран Западной Европы. Высокие боевые качества русских войск вырабатывались в многовековой борьбе с иностранными захватчиками.

Большое влияние на развитие боевой подготовки и воспитание русских войск в XVII в. оказал «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки», составленный в период 1606—1621 годов Онисимом Михайловым – высоко грамотным в военном отношении человеком, изучившим не только русский боевой опыт, но и военное искусство ряда стран Западной Европы. «Устав дел ратных» был выдающимся образцом военно-теоретической мысли, отразившим боевой опыт русского войска второй половины XVI и начала XVII века.

В Уставе подчеркивалась мысль о необходимости повседневного обучения войск. Только «ежедневное навыкание, — говорится в одной из статей, — дает и приносит мастерство». Только «ежедневное навыкание дает или приносит мастерство», — гласит «Устав». Систематическим обучением добиваются, «чтоб пушкари не далече на ветр стреляли, и порох не даром выстреляли . рассуждение в стрельбе ведали». Если пушкарь приставлен к новой пушке, то он имеет право сделать три выстрела для того, «чтоб ему у тоя пушки нрав и обычай опознати». Важно отметить, что «Устав» требует делать «всполохи» (тревоги), с тем, чтобы каждый знал свое место в строю и сохранял порядок. Воин также должен к своему оружию «всякое бережение имети».

Страницы: 1 2 3

Монастырский иммунитет в конце ХVI - ХVII веке
Данная работа заканчивается, как и начиналась, главой по социально-политической истории. Иммунитет как атрибут крупной феодальной собственности, проявление ее привилегированного и иерархического характера в высшей степени был присущ Троиц ...

Провозглашение независимости Индии
Партия Индийский национальный конгресс отвергла право властей на проведение силовых акций, которое закреплялось в тех разделах Закона, которые касались провинциальных правительств. Последние годы, предшествовавшие Второй мировой войне, о ...

Трансформация власти и утверждение самодержавного правления. Результаты реформ и причины падения Избранной рады
Реформы Избранной рады сыграли положительную роль в укреплении централизованного государства, но не завершили этот процесс. Еще оставались пережитки феодальной раздробленности в виде самостоятельного сильного удела - Старицкого княжества ...