Бахрушин Алексей Александрович
(1865 - 1929)
- потомственный почётный гражданин, мануфактур-советник (1908 г.), действительный статский советник, кавалер, кандидат в выборные Московского биржевого общества (1912-1918), гласный Московской городской думы, директор правления Товарищества кожевенной и суконной мануфактур Алексея Бахрушина сыновей, коллекционер, основатель Театрального музея в Москве, член совета Русского театрального общества (1897-1923), почётный член совета Якиманского городского попечительства о бедных, заведующий Введенским народным домом (1906-1917), а с 1915 г. - всеми народными домами Москвы, член совета Больницы и родильного приюта имени братьев Бахрушиных, действительный член Российской академии наук (1921 г.), член комиссии "Старая Москва".
Создатель театрального музея, сын Александра Алексеевича Бахрушина. Родился в купеческой семье. С ранних лет увлекался театром, пробовал свои силы на любительской сцене.
Случай пробудил в нем интерес к собиранию предметов театральной жизни. Первые коллекционные обретения - афиши, программы спектаклей, фотографии актеров в ролях, эскизы костюмов - легли в основу собирания в начале 1890-х годов. С этого времени бахрушинское собрание стало расти на глазах и к осени 1894 года владелец представил его для обозрения театральной общественности.
Бахрушин собирал не только личные вещи деятелей театра, но и предметы, отражающие его историю. Он приобрел в свою коллекцию принадлежности старинных кукольных театров "Вертеп" и "Петрушка", была у него и большая коллекция зрительских трубок, а также коллекция балетных туфелек, по которым можно проследить, как развивалась техника балета.
Одним из основных источников пополнения коллекции были дары "лицедействующей братии ", ему присылали в подарок редкие фотографии, автографы, мемориальные вещи. Кроме этого в поисках экспонатов Бахрушин совершал длительные путешествия по России и за границу.
Немалую популярность в театральных кругах Москвы снискали так называемые "Бахрушинские субботы". На "огонек" к Бахрушину собирались известные актеры и режиссеры, здесь бывали А. И. Южин, А. П. Ленский, А. В. Собинов, К. С. Станиславский, В. И. Немирович - Данченко. Так что дом его был и духовным, и творческим центром искусства театра.
Свой музей Алексей Александрович называл литературно-театральным. В его собрании выделялось три раздела - литературный, драматический и музыкальный.
"Когда во мне утвердилось убеждение, что собрание мое достигло тех пределов, при которых распоряжаться его материалами я уже не счел себя в праве, я задумался над вопросом, не обязан ли я, сын великого русского народа, предоставить это собрание на пользу народа"- эти слова Бахрушина подытожили его многолетнюю собирательскую деятельность. В 1913 году он передал свое собрание Академии наук. Образовалось правление музея во главе с самим Бахрушиным, который назначался почетным попечителем музея.
В советское время музей оказался в ведении Наркомпроса, а его бывший владелец был оставлен директором до конца своих дней.
Умер Алексей Александрович Бахрушин 7 июня 1929 года, похоронен на Ваганьковском кладбище. А в наше время, на улице Бахрушина, в его двухэтажном доме находится Театральный музей, носящий как и улица имя Бахрушина, где можно ознакомиться со всей историей, которую прошел русский театр.
Источники и
историография
Исследование проблемы церковно-религиозной жизни конца XVIII - XIX в. западных белорусских губерний России велось несколькими поколениями отечественных и зарубежных исследователей. Наиболее значительный пласт работ принадлежит дореволюцио ...
Массовый героизм - источник патриотизма наших дней
Великая Отечественная война показала, какая поистине безграничная мощь таится в народных массах, если они ведут священную борьбу за свое Отечество. В годы войны патриотизм стал массовым, стал нормой поведения советских воинов. Об этом сви ...
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»: дискуссии вокруг русской
святыни. История
обретения иконы
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, иконы Божией Матери Курская коренная сидящую и молитвенно подъемлющую руки свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младе ...