Процесс развития конституционно-парламентского строя Австро-Венгерской империи в 1860 – 1880гг.. Императорские постановления 1860 – 1861гг. и их роль в возрождении конституционной жизни
Страница 1

Материалы » Становление конституционно-парламентского строя в Австро-Венгерской империи » Процесс развития конституционно-парламентского строя Австро-Венгерской империи в 1860 – 1880гг.. Императорские постановления 1860 – 1861гг. и их роль в возрождении конституционной жизни

Период реакции называется «баховской системой» (по фамилии канцлера Баха. Баху приходилось считаться с двумя новыми фактами: с отменой феодальных повинностей и с уничтожением дуализма. Отмена феодальных повинностей ставила перед ним двойную задачу: с одной стороны, надо было окончательно установить порядок выкупа феодальных повинностей и довести до конца то крупное экономическое и политическое преобразование, которое обусловливалось возникновением в Австрии класса совершенно самостоятельных и свободных крестьян; с другой — необходимо было выработать совершенно новые государственные органы, которые впредь должны были выполнять функции, принадлежавшие до тех пор феодалам; то были имперские суды для замещения прежней вотчинной юрисдикции и государственная полиция. Так как дуализм был отменен конституцией 4 марта и еще определеннее — императорским указом 17 октября 1849 года, который гласил, что «прежняя венгерская конституция отменена самой революцией», — приходилось ввести новую организацию и по ту стороны Лейты: перегородки между обеими половинами империи были разрушены, а разделявшая их таможенная линия уничтожена в 1850 году.

Очень дорожа властью и каждую минуту опасаясь ее лишиться, Бах готов был идти на все уступки, лишь бы ее не потерять. Единственное, в чем он не хотел и не мог уступить дворянству, это — освобождение крестьян, которое он не мог взять назад. Дворянство, безутешное в потере своих старых прав, повело против Баха отчаянную борьбу. Это являлось одной из причин, почему Австрия данного периода была подчинена чисто бюрократическому режиму. Указ 31 декабря 1851 года содержал в себе обещание представительных учреждений, — правда, не в центре, но в провинциях предполагалось созывать депутатов от дворянства, крупных и мелких землевладельцев и от промышленных слоев, которые должны были помогать правительственным чиновникам своими советами. Но в этих собраниях дворянство преобладало бы над другими сословиями, а своими протестами оно ставило бы правительство в затруднительное положение. Поэтому упомянутое обещание, никогда не было исполнено.

Печать, со времени издания закона 27 мая 1852 года, была подчинена суровому режиму: каждая газета обязана была представлять властям один экземпляр за час до выхода в свет; розничная продажа на улицах и расклейка были воспрещены, и все газеты должны были вносить залог. Закон 1852 года, как сказал впоследствии один выдающийся юрисконсульт, заставил сожалеть об отмене предварительной цензуры. Суд присяжных исчез вместе с конституцией; но даже и до его уничтожения правительство изменяло приговоры, которые ему не нравились.

В результате конкордата 18 августа 1855 года католицизм был признан государственной религией. С 1 января 1857 года отдел австрийского гражданского права «О браке» перестал применяться к католикам. Т. е. отныне им давался развод лишь с особого разрешения римского папы.

С 1848 года Австрия делала долги, не помышляя о последствиях. Результаты такой политики не замедлили сказаться в экономике. Двойственная политика в Крымской войне (предательская по отношению к России и уклончивая в отношении Англии и Франции) усилила кризис. Перемена режима становилась необходимой. 22 августа 1859 года Бах был уволен в отставку.

Сохранение старого режима становилось невозможным, особенно в силу финансовых затруднений. Старый порядок завещал новому одно из своих учреждений — рейхсрат (имперский совет). Раньше в рейхсрате было человек двенадцать постоянных членов; теперь состав его был усилен чрезвычайными членами, из которых десять назначались императором пожизненно, а тридцать восемь должны были избираться областными представительными учреждениями; но так как последние еще не существовали, то на первый раз и эти тридцать восемь членов были назначены императором по собственному его выбору. В таком составе усиленный рейхсрат был призван высказать свое мнение относительно общего политического положения. Большинство в нем составляли крупные собственники, и знать — князья и графы; кроме них, в рейхсрат входили немногие разночинцы, купцы, промышленники, адвокаты и некоторое количество бывших чиновников. Чтобы добиться от венгерских членов рейхсрата согласия просто присутствовать на заседаниях, правительство вынуждено было патентом 19 апреля пообещать им восстановление комитатов и венгерского сейма, и обязалось не предоставлять рейхсрату законодательной власти. Рейхсрату был предоставлен лишь совещательный голос в финансовых делах; он был совершенно лишен инициативы, но имел право обращать внимание монарха на те пробелы в законодательстве, которые усмотрит в течение своих работ. Через несколько недель после созыва рейхсрата император даровал ему права в сфере финансов, которыми, впрочем, рейхсрату не пришлось воспользоваться.

Страницы: 1 2 3

Хорватские земли во второй половине XIX – начале ХХ в.
Поддержка Хорватией императора в его борьбе с венгерской революцией не получила ожидаемого вознаграждения со стороны венских властей. Единственным новшеством в административном положении хорватских земель было выведение Гражданской Хорват ...

Российское предпринимательство во второй половине XIX — начале XX вв.
Особый этап русского предпринимательства приходится на конец XIX - начало XX вв. Он связан с отменой крепостного права 19 февраля 1861 г. и проведением реформ: земской, городской, судебной, военной, просвещения и печати 1864— 1874 гг. Шир ...

Год коренного перелома или герои 1942
Разгром фашистских войск под Москвой показал, что выиграть войну Германия уже не сможет, но она ещё обладала мощными вооруженными силами и экономическими ресурсами. Поэтому гитлеровское командование продолжало строить авантюристические пл ...