Процесс развития конституционно-парламентского строя Австро-Венгерской империи в 1860 – 1880гг.. Императорские постановления 1860 – 1861гг. и их роль в возрождении конституционной жизни
Страница 1

Материалы » Становление конституционно-парламентского строя в Австро-Венгерской империи » Процесс развития конституционно-парламентского строя Австро-Венгерской империи в 1860 – 1880гг.. Императорские постановления 1860 – 1861гг. и их роль в возрождении конституционной жизни

Период реакции называется «баховской системой» (по фамилии канцлера Баха. Баху приходилось считаться с двумя новыми фактами: с отменой феодальных повинностей и с уничтожением дуализма. Отмена феодальных повинностей ставила перед ним двойную задачу: с одной стороны, надо было окончательно установить порядок выкупа феодальных повинностей и довести до конца то крупное экономическое и политическое преобразование, которое обусловливалось возникновением в Австрии класса совершенно самостоятельных и свободных крестьян; с другой — необходимо было выработать совершенно новые государственные органы, которые впредь должны были выполнять функции, принадлежавшие до тех пор феодалам; то были имперские суды для замещения прежней вотчинной юрисдикции и государственная полиция. Так как дуализм был отменен конституцией 4 марта и еще определеннее — императорским указом 17 октября 1849 года, который гласил, что «прежняя венгерская конституция отменена самой революцией», — приходилось ввести новую организацию и по ту стороны Лейты: перегородки между обеими половинами империи были разрушены, а разделявшая их таможенная линия уничтожена в 1850 году.

Очень дорожа властью и каждую минуту опасаясь ее лишиться, Бах готов был идти на все уступки, лишь бы ее не потерять. Единственное, в чем он не хотел и не мог уступить дворянству, это — освобождение крестьян, которое он не мог взять назад. Дворянство, безутешное в потере своих старых прав, повело против Баха отчаянную борьбу. Это являлось одной из причин, почему Австрия данного периода была подчинена чисто бюрократическому режиму. Указ 31 декабря 1851 года содержал в себе обещание представительных учреждений, — правда, не в центре, но в провинциях предполагалось созывать депутатов от дворянства, крупных и мелких землевладельцев и от промышленных слоев, которые должны были помогать правительственным чиновникам своими советами. Но в этих собраниях дворянство преобладало бы над другими сословиями, а своими протестами оно ставило бы правительство в затруднительное положение. Поэтому упомянутое обещание, никогда не было исполнено.

Печать, со времени издания закона 27 мая 1852 года, была подчинена суровому режиму: каждая газета обязана была представлять властям один экземпляр за час до выхода в свет; розничная продажа на улицах и расклейка были воспрещены, и все газеты должны были вносить залог. Закон 1852 года, как сказал впоследствии один выдающийся юрисконсульт, заставил сожалеть об отмене предварительной цензуры. Суд присяжных исчез вместе с конституцией; но даже и до его уничтожения правительство изменяло приговоры, которые ему не нравились.

В результате конкордата 18 августа 1855 года католицизм был признан государственной религией. С 1 января 1857 года отдел австрийского гражданского права «О браке» перестал применяться к католикам. Т. е. отныне им давался развод лишь с особого разрешения римского папы.

С 1848 года Австрия делала долги, не помышляя о последствиях. Результаты такой политики не замедлили сказаться в экономике. Двойственная политика в Крымской войне (предательская по отношению к России и уклончивая в отношении Англии и Франции) усилила кризис. Перемена режима становилась необходимой. 22 августа 1859 года Бах был уволен в отставку.

Сохранение старого режима становилось невозможным, особенно в силу финансовых затруднений. Старый порядок завещал новому одно из своих учреждений — рейхсрат (имперский совет). Раньше в рейхсрате было человек двенадцать постоянных членов; теперь состав его был усилен чрезвычайными членами, из которых десять назначались императором пожизненно, а тридцать восемь должны были избираться областными представительными учреждениями; но так как последние еще не существовали, то на первый раз и эти тридцать восемь членов были назначены императором по собственному его выбору. В таком составе усиленный рейхсрат был призван высказать свое мнение относительно общего политического положения. Большинство в нем составляли крупные собственники, и знать — князья и графы; кроме них, в рейхсрат входили немногие разночинцы, купцы, промышленники, адвокаты и некоторое количество бывших чиновников. Чтобы добиться от венгерских членов рейхсрата согласия просто присутствовать на заседаниях, правительство вынуждено было патентом 19 апреля пообещать им восстановление комитатов и венгерского сейма, и обязалось не предоставлять рейхсрату законодательной власти. Рейхсрату был предоставлен лишь совещательный голос в финансовых делах; он был совершенно лишен инициативы, но имел право обращать внимание монарха на те пробелы в законодательстве, которые усмотрит в течение своих работ. Через несколько недель после созыва рейхсрата император даровал ему права в сфере финансов, которыми, впрочем, рейхсрату не пришлось воспользоваться.

Страницы: 1 2 3

Казачество как государственно-образовательная сила.
Между учеными-историками до сих пор нет единогласия относительно периодизации становления украинского государства. Одни утверждают, что именно Зборовский договор ознаменовал начало украинского казаческого государства – Войска Запорожского ...

Подготовка к войне. Военная отсталость России
С конца 90-х годов Япония начала открытую подготовку к войне с Россией. Японию поддерживали Англия и США, которые рассчитывали руками Японии отбросить Россию от Тихого океана, а затем самим укрепиться в Северном Китае. Они предоставили Яп ...

Эпоха Сталина
В 1926 г. на XV съезде ВКП (б) было принято решение об индустриализации страны. С точки зрения Сталина индустриализация на основе НЭПа была невозможна и рыночная экономика для СССР непригодна. Необходимо усиление государственно-администра ...