Транспорт, торговля, финансыСтраница 1
Развитие внутренней торговли в России сдерживалось состоянием транспорта. Основными видами его были речной (сплавом или бурлаками вверх по реке) и гужевой. Но по реке товары можно было перевозить только летом, а сухим путем — преимущественно зимой, на санях. Летом грунтовые дороги часто становились непроезжими. Скорость передвижения грузов была очень мала. Довести барку с кладью с низовьев Волги до Петербурга можно было за две навигации: за первое лето суда. Доходили только до Рыбинска и здесь зимовали. Поэтому и оборот капитала был замедленным, товары в дороге значительно дорожали. Назрела острая необходимость в промышленном перевороте на транспорте.
Технический переворот на транспорте проходил успешнее, чем в промышленности, потому что транспорт был сферой намного труда. В 1813 г. на заводе Берда в Петербурге был построен первый пароход. К 1860 г только по Волге и ее притокам ходило около 350 пароходов, и основная часть грузов перевозилась паровой тягой
В 1837 г начала действовать первая железная дорога — Царско-сельская, соединившая Петербург с Царским Селом. Эта дорога была построена, в сущности, как увеселительный аттракцион для столичной публики, поэтому на паровозе был установлен органчик, игравший популярные мелодии. Но дорогой заинтересовались и деловые люди, потому что, как писали газеты, выписанные из Англии паровозы "ходили при 18 градусах мороза, в бурю, в дождь и ужасную метель, и кроме пассажиров, перевозимы были лошади, овцы, свиньи, строевой, дровяной лес и разные экипажи". До этого существовало представление, что в России железные дороги смогут действовать, только летом зимой рельсы утонут в снегу.
В 40-е годы строится первая дорога хозяйственного значения — Николаевская — между Петербургом и Москвой. К моменту ликвидации крепостного права в России действовало 1,5 тыс. км железных дорог, тогда как в Англии в это время было уже 15 тыс. км
С развитием транспорта, а, следовательно, и экономических связей, во внутренней торговле России первой половины XIX и происходят качественные сдвиги.
1. Падает купеческая прибыль. Прежде купечество получало неэквивалентно высокие прибыли именно из-за слабых торговых связей и гигантской разницы цен в разных городах. Теперь торговые связи растут, становятся все более стабильными, и разница цен все более уменьшается К тому же в процессе имущественного расслоения деревни появляется мощный слой "торгующих крестьян", которые конкурируют с купцами, сбивая цены. В связи со всем этим купеческая прибыль падает. Продавать товары намного дороже стоимости уже невозможно
Неэквивалентно высокие прибыли были характерны для периода первоначального накопления, и падение прибыли свидетельствовало, что этот период заканчивается. Теперь для увеличения прибыли надо было включаться в производство. И в первой половине XIX в купеческие капиталы переливают в промышленность. В середине века свыше 90% купцов 1-й гильдии, т. е. богатейших купцов России, владело промышленными предприятиями.
2. Теряют свое значение ярмарки. В середине столетия через ярмарки проходило меньше 10% внутреннего товарооборота страны. Теперь купец через своих комиссионеров закупает товары на месте производства и доставляет потребителям, минуя ярмарку, чтобы получить торговую прибыль полностью. Ведь при ярмарочной торговле прибыль делится между двумя купцами тем, который доставил товар на ярмарку, и тем, который привез его с ярмарки на место потребления. Когда прибыль достигала 50—100% на капитал, ее можно было делить между двумя контрагентами, но когда она падала до 7—9%, это уже теряло смысл.
Правда, крупнейшие ярмарки Нижегородская (бывшая Макарьевская) и Ирбитская увеличивали обороты. Но характер торговли на этих ярмарках существенно изменился — теперь это были, в сущности, временные товарные биржи, где заключались предварительные торговые сделки без товаров "За одним обедом или чаем, — писал экономист Безобразов о Нижегородской ярмарке, — принимаются важнейшие решения, заключаются миллионные сделки, самое выполнение которых будет вовсе не на ярмарке, а у себя дома, или, скорее всего, в Москве".
Конфессиональная
политика российского государства на присоединенных землях. Церковь в
общественно-политическом движении в Белоруссии в конце XVIII - начале XIX вв.
В 1772 - 1795 гг., воспользовавшись политическим кризисом в Речи Посполитой и начавшимся распадом этого государства, Австрия, Пруссия и Россия совершили ее раздел. К России отошли Литва, Белоруссия и Правобережная Украина. Пользуясь этнич ...
Военные реформы правительства Ивана IV Грозного
Ядром укомплектования русского войска в XV в. оставался великокняжеский двор, состоявший из мелких служилых людей (бояр и "детей боярских"). С течением времени великокняжеский двор значительно увеличился и превратился в великокн ...
Ликвидация крепостного права
Непосредственным толчком к ликвидации крепостного права послужили острые проявления кризиса феодально-крепостнической системы.
Банкротство крепостнических методов хозяйствования в условиях развития рыночных отношений выражалось в разорен ...