Временные сдвиги в периодизации истории России по отношению к всемирно-исторической периодизации
Страница 2

Материалы » Временные сдвиги в периодизации истории России по отношению к всемирно-исторической периодизации » Временные сдвиги в периодизации истории России по отношению к всемирно-исторической периодизации

В-третьих, в сложных природно-климатических и геополитических условиях славяне сравнительно быстро отошли от языческих вероисповеданий и приняли православную религию. Ее коллективистская духовность цементировала народ. [2]

Эти факторы обусловили специфичность социальной организации древнерусского, а затем всего российского общества. Первичной социально-хозяйственной ячейкой стала община с отношениями артельного товарищества, а не частнособственническое образование как на Западе. Все это вело к формированию самобытной российской цивилизации в контексте всемирной истории.

А. Ахиезер, считая, что Россия застряла между традиционной и либеральной цивилизациями, говорит о ней как особой промежуточной цивилизации, сочетающей элементы социальных отношений и культуры обеих цивилизаций. Разработав социокультурную концепцию истории России, в основу ее периодизации он положил динамику господствующих в обществе нравственных идеалов - «соборного» и «авторитарного». Каждому инверсионному циклу, т. е. переходу ет одного идеала к другому (прямая инверсия), а затем - возвращению в модифицированном виде к первому (обратная инверсия), соответствует глобальный период истории. Таких периодов в отечественной истории, начиная с основания государственности на Руси, Ахиезер выделил три: 1) IX в.- 1917 г.; 2) 1917-1991 гг. 3) с 1991 г.

Л. Семенникова в основу периодизации цивилизационного развития России кладет прежде всего политический фактор.

Временные сдвиги в истории России всегда носили революционный характер. С начала сложения индивидуальной истории России, а именно с прихода в русские земли князя Рюрика, временные сдвиги новили военный характер. Взять монголо-татарское иго, отбросившее Россию на 2 века назад. Далее борьба против этого ига, захват власти Москвой над другими городами и централизация власти в единой точке. Остальные сдвиги имнели скорее революционный характер, отмена крепостного права, свержение самодержавия в России. Несомненно, огромным временным сдвигом явились Первая и Вторая мировые войны, после которых страна долго не могла оправиться. Эти войны в отличие от ига не отбросили страну во времени, но значительно ослабили её, что не помешало явиться новому временному сдвигу – свержению СССР и появлению Российской Федерации.

А теперь мы рассмотрим временные вдвиги в периодизации России с точки зрения российских историков-критиков.

Историческое время (периодизация) в трудах российских историков

В. Татищев

(1686–1750)

Всемирно-историческая теория

1) Единовластие (от Рюрика до Мстислава 862–1132 гг.).

2) Аристократия удельного периода (1132–1462 гг.).

3) Восстановление монархии при Иоанне Великом III (1462–1505 гг.).

4) Укрепление монархии при Петре I (нач. XVIII века).

Н. Карамзин

(1766–1826)

Всемирно-историческая теория

1) Введение монархической власти – от призвания князей варяжских до Святополка Владимировича (862–1015 гг.).

2) Угасание самодержавия – от Святополка Владимировича до Ярослава II Всеволодовича (1015–1238 гг.).

3) Гибель русского государства и постепенное государственное возрождение России – от Ярослава II Всеволодовича до Ивана III (1238–1462 гг.).

4) Утверждение самодержавия от Ивана III до Ивана IV (1462–1533 гг.).

5) Восстановление единовластия царского и превращение самодержавия в тиранию – от Ивана IV (Грозного) до Бориса Годунова (1533–1598 гг.).

6) Смутное время – от Бориса Годунова до Михаила Романова (1598–1613 гг.).

С. Соловьев

(1820–1879)

Всемирно-историческая теория

1) Господство родового строя – от Рюрика до Андрея Боголюбского.

2) От Андрея Боголюбского до начала XVII века.

3) Вступление России в систему европейских государств – от первых Романовых до середины XVIII века.

4) Новый период истории России – от середины XVIII века до великих реформ 1860-х годов.

В. Ключевский

(1841–1911)

Всемирно-историческая теория

1) Русь днепровская, городовая, торговая (с VIII по XIII вв.).

2) Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая (XIII– сер. XV вв.).

3) Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая (XV – нач. XVII вв.).

4) Всероссийский, императорский период (XVII – сер. XIX вв.).

М. Покровский

(1868–1932)

Всемирно-историческая теория (Материалистическое направление)

Периоды формационного (прогрессивного) развития:

1) Первобытнообщинный строй (до IX века).

2) Феодализм (IX–XIX вв.).

3) Капитализм (втор. пол. XIX. в. – 1917 г.).

4) Социализм (с 1917 г.).

Л.Гумилев

(1912–1992)

Локально-историческая теория

Период существования русского этноса – примерно 1200–1500 лет.

1) Фаза пассионарной вспышки. Рождение этноса происходит на базе старых этносов как сложная система. На основе слияния славян, татар, литовцев, финно-угорских народов возникает русский этнос (1200–1380 гг.). Создается Великое княжество Московское (1300–1500 гг.).

2) Фаза акматическая. Этнос распространяется в пределах Евразии от Прибалтики до Тихого океана (1500–1800 гг.).

3) Фаза надлома. Происходит огромное рассеивание пассионарной энергии, кристаллизирующееся в памятниках культуры и искусства, нарастание внутренних конфликтов, утрата единства этноса (1800–2000 гг.).

Исходя из идей Гумилева, можно предложить дальнейшую периодизацию:

4) Фаза инерционная. Возвращается единство этноса, идет взаимное подчинение людей друг другу, накапливаются материальные блага (2000–2300 гг.).

5) Фаза обскурации. Процессы распада этноса становятся необратимы. Господствуют люди вялые и эгоистичные. (2300–2500 гг.).

6) Фаза мемориальная. Этнос умирает (2500–2700 гг.).

И. Ионов

(наш современник)

Всемирно-историческая теория (Либеральное направление)

Периоды временной модернизации (прогресса):

1. Традиционное аграрное общество (до конца XIX века)

2. Индустриальное общество (конец XIX - конец XX века)

3. Постиндустриальное общество (с конца XX века)

С.Нефедов

(наш

современник)

Всемирно-историческая теория

(Технологическое направление)

1. Норманнское завоевание Восточной Европы и становление Киевской Руси (IX в.).

2. Модернизация по византийскому образцу и принятие христианства (X–XII вв.).

3. Монгольское завоевание и становление Великого княжества Московского (XIII – XV вв.).

4. Модернизация по османскому образцу (XVI в.).

5. Модернизация по шведско-голландскому образцу (XVIII–XX вв.).

6. С XIX века на территории Восточной Европы распространяется общемировое явление – переход, модернизация общества традиционного в индустриальное. Переход датируется XIX–XX вв. Этот период хронологически совпал с периодом вестернизации, начавшейся раньше, в XVIII веке.[3]

Страницы: 1 2 3

Художественно-историческая экспертиза иконы и споры ученых
При нашествии крымских татар на южные пределы России икона для большей безопасности была перенесена из Коренной Пустыни в Курск, в соборный храм. В 1611-м году Пустынь была разорена татарами. Царь Борис Годунов питал большое благоговение ...

Корректировка курса
Новая интерпретация советской общности И.В. Сталина изображала ее как результат развития лучших черт советских наций и, прежде всего, русского народа. Субстратом ее культуры в значительной степени также выступала русская культура. Первые ...

Города, ремесло, торговля
Во время внутренних войн и нашествий кочевников в IV — V вв. почти все города Китая были разграблены или сожжены. Древние столицы Чанъань и Лоян превратились в руины. На юге Китая жизнь сохранившихся городов мало чем отличалась от деревен ...