Временные сдвиги в периодизации истории России по
отношению к всемирно-исторической периодизацииСтраница 2
В-третьих, в сложных природно-климатических и геополитических условиях славяне сравнительно быстро отошли от языческих вероисповеданий и приняли православную религию. Ее коллективистская духовность цементировала народ. [2]
Эти факторы обусловили специфичность социальной организации древнерусского, а затем всего российского общества. Первичной социально-хозяйственной ячейкой стала община с отношениями артельного товарищества, а не частнособственническое образование как на Западе. Все это вело к формированию самобытной российской цивилизации в контексте всемирной истории.
А. Ахиезер, считая, что Россия застряла между традиционной и либеральной цивилизациями, говорит о ней как особой промежуточной цивилизации, сочетающей элементы социальных отношений и культуры обеих цивилизаций. Разработав социокультурную концепцию истории России, в основу ее периодизации он положил динамику господствующих в обществе нравственных идеалов - «соборного» и «авторитарного». Каждому инверсионному циклу, т. е. переходу ет одного идеала к другому (прямая инверсия), а затем - возвращению в модифицированном виде к первому (обратная инверсия), соответствует глобальный период истории. Таких периодов в отечественной истории, начиная с основания государственности на Руси, Ахиезер выделил три: 1) IX в.- 1917 г.; 2) 1917-1991 гг. 3) с 1991 г.
Л. Семенникова в основу периодизации цивилизационного развития России кладет прежде всего политический фактор.
Временные сдвиги в истории России всегда носили революционный характер. С начала сложения индивидуальной истории России, а именно с прихода в русские земли князя Рюрика, временные сдвиги новили военный характер. Взять монголо-татарское иго, отбросившее Россию на 2 века назад. Далее борьба против этого ига, захват власти Москвой над другими городами и централизация власти в единой точке. Остальные сдвиги имнели скорее революционный характер, отмена крепостного права, свержение самодержавия в России. Несомненно, огромным временным сдвигом явились Первая и Вторая мировые войны, после которых страна долго не могла оправиться. Эти войны в отличие от ига не отбросили страну во времени, но значительно ослабили её, что не помешало явиться новому временному сдвигу – свержению СССР и появлению Российской Федерации.
А теперь мы рассмотрим временные вдвиги в периодизации России с точки зрения российских историков-критиков.
Историческое время (периодизация) в трудах российских историков
В. Татищев (1686–1750) Всемирно-историческая теория |
1) Единовластие (от Рюрика до Мстислава 862–1132 гг.). 2) Аристократия удельного периода (1132–1462 гг.). 3) Восстановление монархии при Иоанне Великом III (1462–1505 гг.). 4) Укрепление монархии при Петре I (нач. XVIII века). |
Н. Карамзин (1766–1826) Всемирно-историческая теория |
1) Введение монархической власти – от призвания князей варяжских до Святополка Владимировича (862–1015 гг.). 2) Угасание самодержавия – от Святополка Владимировича до Ярослава II Всеволодовича (1015–1238 гг.). 3) Гибель русского государства и постепенное государственное возрождение России – от Ярослава II Всеволодовича до Ивана III (1238–1462 гг.). 4) Утверждение самодержавия от Ивана III до Ивана IV (1462–1533 гг.). 5) Восстановление единовластия царского и превращение самодержавия в тиранию – от Ивана IV (Грозного) до Бориса Годунова (1533–1598 гг.). 6) Смутное время – от Бориса Годунова до Михаила Романова (1598–1613 гг.). |
С. Соловьев (1820–1879) Всемирно-историческая теория |
1) Господство родового строя – от Рюрика до Андрея Боголюбского. 2) От Андрея Боголюбского до начала XVII века. 3) Вступление России в систему европейских государств – от первых Романовых до середины XVIII века. 4) Новый период истории России – от середины XVIII века до великих реформ 1860-х годов. |
В. Ключевский (1841–1911) Всемирно-историческая теория |
1) Русь днепровская, городовая, торговая (с VIII по XIII вв.). 2) Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая (XIII– сер. XV вв.). 3) Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая (XV – нач. XVII вв.). 4) Всероссийский, императорский период (XVII – сер. XIX вв.). |
М. Покровский (1868–1932) Всемирно-историческая теория (Материалистическое направление) |
Периоды формационного (прогрессивного) развития: 1) Первобытнообщинный строй (до IX века). 2) Феодализм (IX–XIX вв.). 3) Капитализм (втор. пол. XIX. в. – 1917 г.). 4) Социализм (с 1917 г.). |
Л.Гумилев (1912–1992) Локально-историческая теория |
Период существования русского этноса – примерно 1200–1500 лет. 1) Фаза пассионарной вспышки. Рождение этноса происходит на базе старых этносов как сложная система. На основе слияния славян, татар, литовцев, финно-угорских народов возникает русский этнос (1200–1380 гг.). Создается Великое княжество Московское (1300–1500 гг.). 2) Фаза акматическая. Этнос распространяется в пределах Евразии от Прибалтики до Тихого океана (1500–1800 гг.). 3) Фаза надлома. Происходит огромное рассеивание пассионарной энергии, кристаллизирующееся в памятниках культуры и искусства, нарастание внутренних конфликтов, утрата единства этноса (1800–2000 гг.). Исходя из идей Гумилева, можно предложить дальнейшую периодизацию: 4) Фаза инерционная. Возвращается единство этноса, идет взаимное подчинение людей друг другу, накапливаются материальные блага (2000–2300 гг.). 5) Фаза обскурации. Процессы распада этноса становятся необратимы. Господствуют люди вялые и эгоистичные. (2300–2500 гг.). 6) Фаза мемориальная. Этнос умирает (2500–2700 гг.). |
И. Ионов (наш современник) Всемирно-историческая теория (Либеральное направление) |
Периоды временной модернизации (прогресса): 1. Традиционное аграрное общество (до конца XIX века) 2. Индустриальное общество (конец XIX - конец XX века) 3. Постиндустриальное общество (с конца XX века) |
С.Нефедов (наш современник) Всемирно-историческая теория (Технологическое направление) |
1. Норманнское завоевание Восточной Европы и становление Киевской Руси (IX в.). 2. Модернизация по византийскому образцу и принятие христианства (X–XII вв.). 3. Монгольское завоевание и становление Великого княжества Московского (XIII – XV вв.). 4. Модернизация по османскому образцу (XVI в.). 5. Модернизация по шведско-голландскому образцу (XVIII–XX вв.). 6. С XIX века на территории Восточной Европы распространяется общемировое явление – переход, модернизация общества традиционного в индустриальное. Переход датируется XIX–XX вв. Этот период хронологически совпал с периодом вестернизации, начавшейся раньше, в XVIII веке.[3] |
Хаменеи - соратник и продолжатель идеи Хомейни
Аятолла Хаменеи был учеником имама Хомейни, который был символом научного новаторства и глубокого знания богословия и принципов веры.
Важнейшей чертой имама было его благочестие. Во-первых, друзья и враги, иранцы и иностранцы, мусульмане ...
Источники и
историография
Исследование проблемы церковно-религиозной жизни конца XVIII - XIX в. западных белорусских губерний России велось несколькими поколениями отечественных и зарубежных исследователей. Наиболее значительный пласт работ принадлежит дореволюцио ...
Экономическое значение Великих географических открытий
"Великие географические открытия начались в 1492 г, когда Колумб отплыл открывать новые земли.
Великие географические открытия XV—XVII вв. тесно связаны с процессом первоначального накопления капитала в европейских странах. К концу ...