Образование в России до XVIII в

Учить на Руси стали при Владимире Святом. В ХI в. Ярослав Мудрый повелел создавать школы для мальчиков «из лучших людей» и поповичей. На Руси за короткий срок была сформирована образовательная система с достаточно сложным содержанием. Основы содержания образования, разработанные в начале XI в., просуществовали в русской школе едва ли не до конца XVII в.

В XIV в. на Русь начали ввозить бумагу. С ее появлением книг стало больше и они стали дешевле. Возрастает потребность общества в грамотных людях. В 1551г на Стоглавом соборе было принято решение об открытии в Москве и других городах «книжных училищ» при монастырях, церквях. По инициативе И.Грозного и при поддержке церкви возникает книгопечатание. В 1563-1564гг в Москве на Печатном дворе (казенная типография) И.Федоров с П.Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол». А в 1565г был издан «Часловец» - первая русская книга для обучения грамоте.

Из смутного времени (конец XVI - начало XVII века) русский народ вышел духовно обновленным. В этот период достаточно быстро идет развитие грамотности. Начальные, элементарные школы открываются как в городах, так и на селе. К концу века не только большинство духовенства и дворянства, но и многие горожане были грамотными. Возрастает доля грамотных среди свободных крестьян, но сокращается среди крепостных. Возрождаются государственные школы: правительственная и школы при приказах, при Оружейной палате (1665), создаются греко-латинские школы. В 1687г открывается Славяно-греко-латинское училище, ставшее первым ВУЗом России - академией. Прием туда был разрешен для всех сословий.

В XVIII-середине XIX вв.

были заложены основы современного европейского образования в России.

Реформы Петра I носили не только политический, но и просветительский характер. С его именем связано приобщение российской школы к европейской культуре. Главное отличие школ петровских времен от прежних – светский характер обучения и соединение его с практикой.

Петром I создается сеть школ: начальные - цифирные, русские, адмиралтейские, гарнизонные, горнозаводские; средние и высшие - школа математических и навигационных наук, иноязычные, медицинские, артиллерийская, инженерная школы, морская академия. В губерниях было открыто 42 светских цифирных школы, где 2000 детей изучали арифметику и начала геометрии. Дети духовенства обучались в епархиальных школах, а дети солдат – в гарнизонах. В 1725 г. была открыта Петербургская академия с университетом и гимназией.

Новым явление стало зарождение общеобразовательной школы. Стала формироваться сеть закрытых учебных заведений для дворянских детей и детей купцов.

В 1755г по инициативе Ломоносова открылся Московский университет. Обучение там было доступно для детей всех сословий.

Большую заботу о развитии воспитания и просвещения проявляла Екатерина II.

Однако действия всех правителей носили характер личной инициативы. До определенного момента (до 1802г) не было никаких законодательных документов, регулирующих деятельность системы образования и управления данной системой.

Династия Ангелов в Арте и Неопатре и победы греческого императора
Едва только князь Ахайский вернулся в свою страну, как стыд и раскаяние начали его соблазнять нарушить договор, заключенный с императором Михаилом, тем более что папа Урбан IV, француз, не замедлил признать его присягу вынужденной. Продол ...

Заключение. Конец казачьей воли
Рубеж XVII – XVIII веков послужил началом нового этапа развития России, как в экономическом, так и общественно-политическом отношении. Восстание казаков под предводительством К.А.Булавина стало точкой Бифуркации в истории казачества. Каза ...

Общественная обработки земли
Пропаганда общественной обработки земли как формы ведения совместного хозяйства объяснялась довольно простой ее организацией, с невысоким уровнем обобществления средств производства. (Следует различать эту форму организации хозяйства от о ...