Коммунистические и рабочие партии во главе революций
Страница 1

Материалы » Период народной демократии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы » Коммунистические и рабочие партии во главе революций

Развитие революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы характеризовалось общими закономерностями, открытыми марксизмом-ленинизмом. Их проявление в отдельных странах имело свои особенности, которые обусловливались как уровнем социально-экономического развития этих стран, так и степенью классовой зрелости и организованности пролетариата как авангарда и вождя всех трудящихся и эксплуатируемых, его влияния на массы. Особое значение имела прочность союза рабочего класса с трудовым крестьянством в борьбе за освобождение от социального и национального гнета.

В освободительной борьбе рабочий класс этих стран во главе с компартиями проявил себя подлинным выразителем интересов народа. Он выступил как представитель всей нации, показав пример беззаветного мужества и стойкости, активно участвуя в вооруженной борьбе с оккупантами, организуя саботаж и забастовки в промышленности и на транспорте. Его возросший авторитет среди трудящихся позволил ему объединить вокруг себя патриотические силы, слить в один поток пролетарское и общедемократическое движение, подвести массы к созданию антифашистского фронта[17].

Подняв народные массы на освободительную борьбу, коммунисты вооружили их программой революционного переустройства общества. Она содержалась в важнейших документах, выработанных коммунистическими и рабочими партиями в предыдущие годы. На основе этих программных положений формировались народные комитеты, которые после победы революции превратились в органы государственной власти.

Программные документы коммунистических и рабочих партий предусматривали последовательное решение социально-экономических и политических вопросов и сочетание интересов пролетариата с интересами других классов и социальных групп, участвовавших в освободительном движении и входивших в антифашистский фронт. Коммунистические партии учитывали глубокую социальную и идеологическую дифференциацию общества и тот факт, что значительные слои мелкой буржуазии, крестьянства, служащих, интеллигенции, заинтересованные в уничтожении фашизма, в демократизации общественного строя, еще не были свободны от определенных иллюзий в отношении некоторых буржуазных и мелкобуржуазных партий, которые стремились укреплять свои позиции в условиях, когда силы коммунистов были ослаблены постоянными репрессиями и преследованиями.

Сохранить сложившееся единство антифашистских сил и обеспечить их дальнейшее участие в революционном процессе можно было только на основе такой программы, которая соответствовала бы как характеру антифашистской борьбы, развернувшейся под национальными и демократическими лозунгами, так и уровню политической зрелости основных движущих сил революции. В обстановке господства фашизма, полного бесправия и попрания основных свобод и прав человека особую мобилизующую силу приобретала борьба за демократию. Этот этап революционного процесса при условии сохранения и укрепления в ходе его ведущей роли рабочего класса становился исходным для продвижения общества по пути к социализму. Ему соответствовал лозунг установления революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, отражавший объективно сложившуюся расстановку классовых сил: в освободительном движении самую активную роль играли рабочий класс и крестьянство, а в процессе его развития сформировался блок антифашистских патриотических сил при ведущей роли в нем пролетариата. Это позволяло рабочему классу раздвинуть границы социальной базы революции, привлечь на ее сторону разнородные социальные слои и добиться тем самым решения главной задачи борьбы — обеспечения устойчивости новой революционной власти[18].

Коммунистические и рабочие партии считали, что в условиях роста международного авторитета социализма, вызванного успехами социалистического строительства в Советском Союзе и его победами в войне с фашизмом, мелкобуржуазные слои общества и идейно связанная с реформистскими партиями часть рабочего класса самой практикой политической борьбы за социально-экономические преобразования будут подведены к социалистической революции.

Успех развития революционного процесса в решающей степени зависел от марксистско-ленинских партий, от того, насколько умело они используют благоприятно сложившуюся внешнюю и внутреннюю обстановку, чтобы, опираясь на антифашистское единство народных масс, осуществить переход от народно-демократической революции к социалистической, не перескакивая через объективно необходимые этапы, последовательно решая назревшие социальные проблемы. Важно было также учитывать стремление оппозиционной фашизму части национальной буржуазии участвовать в решении некоторых демократических антифеодальных и антиимпериалистических задач, использовать все возможности для сотрудничества с ней в восстановлении и развитии экономики. Такой подход предполагал определенный политический компромисс между пролетариатом и антифашистски настроенной мелкой и средней буржуазией при условии сохранения за рабочим классом полной самостоятельности в осуществлении классовой политики. Этот подход обеспечивал пролетариату массового союзника в осуществлении демократических преобразований, в создании необходимых предпосылок для последующего углубления революции.

Страницы: 1 2 3 4

Освободительные движения Индии последней трети Х1Х века – начала ХХ века. Индийский Национальный конгресс и его течения
Индийский национальный конгресс (ИНК), крупнейшая политическая партия Индии. Основана в декабре 1885. В конце 19 в. ИНК не выходил за рамки лояльной оппозиции колониальному режиму; выражал главным образом интересы верхних слоев индийской ...

Торжество Бориса
Борис Годунов родился незадолго до покорения Казани, в 1552 году. Его отец, Фёдор Иванович, был помещиком средней руки. Служебная карьера Фёдору не удалась. Фёдор и его брат Дмитрий сообща владели небольшой вотчиной в Костроме. В жизни Бо ...

Пичета Владимир Иванович. Биография. Научная деятельность
Владимир Иванович Пичета родился 9 октября 1878 года в Полтаве. Его отец, Иван Христофорович, серб по национальности, был ректором Витебской, а затем Полтавской духовной семинарии. Мать учёного, Мария Григорьевна Григоренко, украинка по п ...