Аграрные отношения VI—VII вв.
Страница 1

Во время войн Ян Цзяня многие земли, ранее принадлежавшие знати и чиновникам — противникам объединения страны, стали государственными. Надельная система распространялась на территорию всей страны. Прекращение войн способствовало обработке заброшенных и целинных земель и восстановлению ирригационной системы в широких масштабах.

Установление единой власти в стране привело к дальнейшему наступлению на древние деревенские организации и закрепощению земледельцев. При Ян Цзяне в результате учета населения власти выявили более 1,5 млн. крестьян, не внесенных ранее в податные списки. Официально сократили надел, налог же с 2 с лишним даней зерна возрос до 3 даней с четы, а трудовая повинность достигла 30 дней в год. Большая часть налога, собранного с государственных податных, поступала в казну, а меньшая — в местные склады.

В правление Ян Гуана возросли и трудовые повинности. Государственная барщина стала бессрочной. Источники свидетельствуют о фактическом использовании податных как рабов: на строительство Лояна было согнано 2 млн. податных, на строительство Великого канала и Великой стены — 1 млн., а в поход на Корею было мобилизовано более 1 млн.

В империи Суй существовали крупные феодальные землевладения, так называемые жалованные земли и чиновничьи, или служебные земли. Члены императорской фамилии, носившие титул вана (князя), могли владеть до 10 тыс. му земли. Ян Гуан, сократив ранги титулованной знати с девяти до трех, тем самым стремился ограничить владения феодалов. Служебные земли, выделяемые чиновникам «на кормление», официально должны были соответствовать рангу и колебались от 100 до 500 му земли.

Длительные войны и междоусобия начала VII в. привели к опустошению многих районов страны, к запустению полей, к массовой гибели земледельцев. Борясь с могущественными феодалами, танские императоры пытались расширить надельную систему. По эдикту 624 г. взрослый мужчина на время своей трудоспособности имел право на садово-огородный надел, находившийся в вечном владении семьи, и на поле для пахоты в 80 му. Сроки «взрослости» определялись с 18 лет, когда было мало рабочих рук, а впоследствии, когда пустоши распахали, — с 21 года. При этом размеры наделов могли колебаться в зависимости от качества почвы и районов страны. Садово-огородный надел следовало засаживать тутовыми и другими деревьями. При некоторых ограничениях его можно было покупать, продавать и закладывать. Продавать же и закладывать пахотный участок, кроме совершенно исключительных случаев, не разрешалось. Однако подобные оговорки свидетельствуют о том, что купля-продажа и заклады всех видов земель осуществлялись на практике. Государство брало на себя заботы ежегодно производить перераспределение пахоты.

Новым при Тан явилось лишение женщин (кроме вдов) права на надел. Одновременно закон подтверждал право получать землю на раба. Рабы, считавшиеся государственными, получали полный или половинный надел, что фактически превращало их в обыкновенных крестьян — податных. Однако закон этот не касался частных рабов.

Танские правители добились детализации учета податных, чтобы ни одного из них не потерять для налогообложения. Учет населения велся по пяти категориям: от рождения до 4 лет, от 4 до 16, от 16 до 21 года, от 21 до 60 и, наконец, после 60. Одновременно казна пошла и на некоторые уступки — если двор имел четырех взрослых трудоспособных податных, то повинностями облагались лишь двое; если было-трое взрослых, то. облагался один. Освобожденные не могли претендовать на надел.

Страницы: 1 2 3

Ноябрьское восстание 1830-1831 гг.
В конце 20-х годов обстановка в Европе стала накаляться. Июльская революция 1830 г. во Франции, победа бельгийского народа в борьбе против владычества Нидерландов, подъем национально-освободительного движения в Италии — все эти события вд ...

Крестьяне и крепостное право
«Ничто человека в большее уныние привести не может, как лишение соединенных с человечеством прав . Наши крестьяне печальным своим примером могут доказать, сколь пагубно конечное угнетение для людей . Я не нахожу беднейших людей, как наших ...

 Сравнительный анализ системы формирования представительных органов в России и за рубежом
Парламент - общее название высшего представительного и законодательного органа в государствах, где установлено разделение властей. В современной юридической и политической практике представление о демократии и правовом государстве не отде ...