Аграрные отношения VI—VII вв.
Страница 2

Основной формой эксплуатации оставалась продуктовая рента-налог, и ей сопутствовала отработочная рента. В некоторых случаях отработка заменялась деньгами. Норма поборов была несколько ниже, чем при династии Суй.

Обязательства податного складывались из той же «триады повинностей»: зерна, шелка или холста и шелковой ваты и отработок. Вместо 30 дней барщины было установлено 20 дней в году. В местах, где не производились ткани, взималось серебро. У скотоводов брали баранов. Предусматривалась возможность замены: если податной отрабатывал больше положенного времени, то он освобождался от части уплаты зерном или тканями. Поднявшие целину или перешедшие в малонаселенные районы на время освобождались от податей.

Впервые за всю историю развития надельной системы о танском времени можно судить не только по государственному законодательству. Обнаруженные во время экспедиций в Дуньхуане (на северо-западе Китая) подворные списки свидетельствуют о широком претворении этих аграрных порядков в жизнь вплоть до окраин огромной территории страны. Процесс феодализации в Китае завершился. В условиях надельной системы непосредственные производители превратились в феодально-зависимых крестьян, образовавших вместе с наделами единый нерасчлененный объект собственности государства и облагаемых феодальной рентой. Община утратила право на земельную собственность входивших в нее хозяйств. Ее органы становились звеньями фискального аппарата государства. Вместе с тем анализ реестров показывает, что казна нередко шла на компромисс, и община продолжала играть некоторую роль в урегулировании землепользования крестьян на основе норм обычного права.

Крестьянское землевладение, юридически выраженное в держании государственного надела, создавало условия для хозяйствования и воспроизводства и тем самым обеспечивало развитие экономики страны. Мелкое индивидуальное производство в ранний период феодализма было наиболее прогрессивной формой хозяйства. Надельные крестьяне оказались прикрепленными к земле, а феодальному классу в лице государства удалось закрепить монопольную собственность на землю и частичную собственность на основного производителя.

На полях крупных феодалов непосредственно эксплуатировались разные группы зависимых. Это были буцюй, кэху, дяньху — «возделыватели» земли. Они держали от феодала небольшие участки земли, платили ренту и выполняли работы по его требованию. Феодалы использовали также труд рабов, но значительно реже. На полях, данных в кормление чиновникам, чаще всего работали государственные надельные крестьяне.

Какую бы форму ни принимало землепользование крестьян, это всегда был небольшой участок, обрабатываемый примитивными орудиями. Господствующий класс, заботившийся лишь о поступлении налога и ренты, полностью передоверял крестьянам хозяйственную деятельность. Наделение основных производителей землей обеспечивало мощь феодальной державы и подъем ее экономики. А борьба крестьян в начале VII в. против угнетателей заставляла феодалов и их государственную организацию идти на некоторые уступки в установлении норм поборов и повинностей.

Сохранилось крайне мало сведений о частных владениях крупных феодалов. Отражая официальную точку зрения, источники повествуют лишь о землях, пожалованных феодальной наследственной аристократии, чьи владения соответствовали их титулам. Так, наивысший титул обеспечивал владение в 10 тыс. му, самый низкий — 500 му земли. Придворная ранговая аристократия могла владеть от 6 тыс. до 500 му. А заслуженные гражданские или военные чиновники —. от 6 тыс. до 300 му.

Страницы: 1 2 3

Курдская проблема в Иракской республике в 90-гг. ХХ века
Ирак – многонациональное государство. Причем три его нацио-нальные и конфессиональные группы являются крупными (млн. чел.): арабы-сунниты – 7, арабы-шииты – 7–8, курды – 3,5. В этой связи вопрос внутригосударственной стабилизации выступае ...

Начало революции. Революция весной — летом 1905г.
В своем развитии революция прошла несколько этапов, историки считают, что их было три: I этап: январь — сентябрь 1905 г. — начало и развитие революции по восходящей линии; II этап: октябрь — декабрь 1905 г. — высший подъем peволюции; I ...

Город и городская культура Индии
Ко времени Будды в Северной Индии было много небольших городков, и некоторые из них, например Каши (Варанаси) и Каушамби, уже существовали несколько веков, крупные города, однако, встречались редко. Согласно древней буддийской традиции, в ...