Развитие торгово-промышленного предпринимательства Казанской губернии. Экономика и промышленность Казанской губернии в конце XIX начале XX вв.
Страница 1

Материалы » Торгово-промышленное предпринимательство в Казанской губернии в XIX-начале XX вв. » Развитие торгово-промышленного предпринимательства Казанской губернии. Экономика и промышленность Казанской губернии в конце XIX начале XX вв.

Экономические изменения в Казанской губернии тесно увязаны с петровскими преобразованиями еще с XVIII в. За изучаемый период для Казани и губернии в целом наступает время экономического расцвета.

Вторая половина XVIII в. была переломной в развитии промышленности и торговли у татар Казанских городских слобод. Успешно развиваются в этот период такие производства, как кумачное, кожевенное и мыловаренное. В Казанской губернии внешнеэкономические связи усиливались в связи с открытием железной дороги Москва – Нижний Новгород в 1862 г.

Со строительством в 70-80-е гг. XIX в. к центру России железной дороги от Царицына, Саратова и Самары у Казани отняли рынки Нижнего и Среднего Поволжья; с открытием Самаро-Уфимской и Оренбургской железных дорог от Казани отошел заволжский рынок. Торговые отношения купцов с Китаем через Кяхту практически прекратились, значительно сократился торг казанцев со Средней Азией и Персией. Единственно чем еще поддерживалась торгово-промышленная деятельность Казани к 90-м гг., это устье Камы. Все грузы, шедшие из Сибири по Вятке, Белой, Чусовой и Каме, направлялись в Казань. Но со строительством транссибирской магистрали и эта деятельность почти прекратилась. Казань на рубеже XIX-XX вв. превращается в город, экономическое значение которого не выходит за рамки областного центра и волжского порта.

В течение всего периода эволюции Казанской губернии, торговля занимала одно из важных мест в развитии экономики государства. По причине прекрасного расположения губернии, активности в развитии торговли купцов, рынки оказались насыщенными высококачественными товарами, из-за чего купцам не выгодно было вкладывать свои сбережения в развитие промышленности и они развивали торговлю.

Развитие получают те производства, которые поставляли традиционные для Казанской губернии товары на российский и внешний рынки: кожевенное, мыловаренное, свечное, мануфактурное, обработка сырья и мукомольная промышленность. Остальные товары давало ремесло. С 1870 г. в Казанской губернии ремесленники были объединены в 7 цехов: хлебный, серебряный, портной, сапожный, столярный, кузнечный, печной[14].

По территории губернии протекали крупные и мелкие реки, которые многие века служили транспортными магистралями, а речной транспорт и после строительства сети железных дорог, оставался более дешевым и удобным. По водным грузовым перевозкам на Волге Казань уступала лишь Нижнему Новгороду и Рыбинску. В 1812 г. было создано Камское, а в 1820 г. – Волжское пароходства.

Существенную роль в экономике края играл гужевой транспорт. Казань стояла на перекрестке сухопутных путей. Через город проходила дорога, соединявшая Москву, а с 1703 г. и Петербург, с Уралом и Сибирью (Москва-Казань-Екатеринбург-Тюмень).

Во второй половине XVIII в. в Казани быстро растет количество заводов. По данным начала 90-х гг. XVIII в. в Казани зарегистрировано 87 «заводов»: 30 мыловаренных, 39 – кожевенных и козловых, 7 – пивоваренных и солодовенных, 9 – относились к различным производствам[15].

Потребность в продукции местного производства возросла во время войны 1812 г. и в период послевоенного восстановления экономики, когда прервались или оказались ослабленными связи внешнеэкономические (западный рынок) и внутренние с Европейской Россией. Региональный, а также местный рынки, как и внешний (восточный рынок) стали испытывать недостаток во многих товарах. Налаживание ослабленных связей произошло не сразу, что и предоставило местным предпринимателям уникальную возможность для развития производства.

В 1812 г. в Казани работало две суконные мануфактуры: Осокиных и мануфактура, принадлежавшая Приказу общественного призрения.

На примере развития легкой промышленности, можно проследить динамику прогресса развития промышленности отсталой от других промышленностей Казанской губернии в частности. Во второй половине XIX в. с интенсивным развитием капитализма в изучаемом регионе и в результате роста связей между городом и деревней в сельскую местность проникали фабричные ткани. Распространению тканей фабричного производства в быту татарского крестьянства содействовала и довольно развитая для того времени текстильная промышленность России, в том числе и принадлежавшая татарским фабрикантам. Приток текстильных изделий в этот период увеличивается также в связи с ростом торгово-денежных отношений, рыночных связей. Привозились ткани из Средней Азии, Китая и других стран, реализовавшиеся в городах, крупных селениях - центрах торговли через постоянные лавки на ярмарках, ежедневных базарах. Увеличивался ассортимент тканей. В среду зажиточных, особенно городских слоев, довольно интенсивно проникают бархат, атлас, тяжелые цветные шерстяные и шелковые ткани, парча, а из восточных тканей - среднеазиатские (әдрәс, бикасәб, саранча, бинарес). Помимо этого - бязь, ситец, сарпинка, кумач, нанка и другие ткани в какой-то степени распространялись и в среде средних слоев татарского крестьянства.

Страницы: 1 2