Временные сдвиги в периодизации истории России по отношению к всемирно-исторической периодизации
Страница 3

Материалы » Временные сдвиги в периодизации истории России по отношению к всемирно-исторической периодизации » Временные сдвиги в периодизации истории России по отношению к всемирно-исторической периодизации

Сторонники "двух цивилизаций" в России исходят из того, что на рубеже ХIII—ХIV вв. начинает складываться новая «матрица» цивилизации. Доминантной формой интеграции, т. е. цивилизационной основой России, становится государственность, формирующая в обществе и особый нормативно-ценностный порядок.

В это время меняется социальный генотип: Россия переходит с эволюционного на мобилизационный путь развития. Традиционное общество уступает место мобилизационному с особым типом социальных связей, основу которых составляет министериалитет.

В это же время, согласно «пассионарной» концепции Л. Гумилева, начинается генезис нового - русского - этноса, а затем российского суперэтноса. По наблюдениям некоторых исследователей, центральным моментом в процессе формирования российской цивилизации был социально-экологический кризис XVI в. С ним был связан переход от разорванности общества и культуры на две части - крестьян-полуязычников, жителей лесов, хозяйствующих по технологии подсечно-огневого земледелия, с одной стороны, и христианско-православного мира: князей, церкви,. горожан, крестьян ополий, анклавов пашенного земледелия, с другой, - в единое российское общество. В это время быя сделан выбор между интенсивными и экстенсивными формами эконоинки в пользу последних. Следствием чего стадо превращение кратковременного для Западной Европы ироцесса - колонизации и распашки земель - в длительный и стержневой для истории России процесе. Победа иосифлян над нестяжателями утвердила в православной культуре «идеал повиновения и покаяния», вытеснив «идеал созидания» Нила Сорского, рассматривавшего физический труд в качестве обязательной предпосылки «умного делания» и близкого в этом плане идеологическим постулатам западной ветви христианства с ее принципом «молись и работай», Главная ценность христианства - спасение души после смерти, - с одной сторейды, и труд как ценность, с другой стороны, оказались отделены и противопоставлены друг другу.[4]

В рамках древнерусской («русско-европейской») цивилизации можно выделить несколько субцивилизаций: «киевскую», «новгородскую», «северо-восточную» и «юго-западную». Киевская субцивилизация прекратила сущеетвование в XIII в. в результате татаро-монгольского нашествия. Новгородская субцивилизация - в XV в. в ходе «подчинения Новгорода Москве». Юго-западная субцивилизация явилась основой создания в XIV в. Литовской Руси, которая пекле объединения е Польшей вошла в состав западноевропейского цивилизационного ареала. На основе северо-восточной субцивилизации стала складываться в XIV в. «дочерняя» Московская Русь, ставшая основой российской («евразийской») цивилизации.

Отличие министериалитет от вассалитета.

Министериал – слуга, и сколь бы высокий пост в администрации он ни занимал, его юридический статус был низок. Министериалитет – это служба недоговорного характера, ибо вотчинник распоряжался министериалом как своей собственностью. Однако германский министериалитет, развиваясь, постепенно превращал слуг в вассалов. Это сословное возвышение министериалов показывает, что господствующим типом отношений в Западной Европе был вассалитет.

Вассалитет, как известно, система отношений личной зависимости одних феодалов от других, т.е. иерархия на вполне определенной ступени развития феодального общества. На месте вассалитета возникало государственное подданство. Термин «подданство» мы употребляем в двух значениях. Подданство государственное – это ступень развития, когда всякий подчиняется верховному сюзерену напрямую, а не через вассалитет. Подданство-министериалитет – это служба, в которой отсутствует договорная основа, т.е. слуга находится в прямой и безусловной зависимости от господина. Слуга мог приобретать большую власть и собственные владения, но по отношению к слуге господин имел всегда принципиально больше прав, чем к вассалу.

Страницы: 1 2 3