Горожане их образ жизни
Страница 1

Из литературы и археологических раскопок известно многое о жизни городов древней Греции и Рима, но литература Индии отличается от античной менее реалистическим характером, а археологом не удалось обнаружить на её территории находок, сопоставимых с римскими Помпеями. Тем не менее из светской литературы можно извлечь достаточно сведений, чтобы довольно точно восстановить картину повседневной жизни молодого богатого индийца. Наиболее важным источником такого рода является «Камасутра», трактат по искусству любви, созданный с целью дать молодому горожанину наставление в одном из главных его развлечений.

В его комнате, как указывает трактат, находится удобное мягкое ложе с чистым белым покрывалом и двумя подушками: одной- в ногах, другой- в изголовье. Тут же стоит диван, в головах которого следует держать на небольшом столике сосуд с благовониями, мази, цветы баночки с сурьмой. На полу рядом с сундуком, куда складываются украшения и одежду, ставят плевательницу для красной жвачки бетеля. На стене висит лютня (вина). Кроме того в комнате имеются письменный стол, на котором лежит несколько книг из пальмовых листьев, круглое сиденье. При доме должен быть птичник, и рядом – сад с качелями, беседкой из вьющихся растений и водоемов: на его зеленом берегу хозяин и гости могут отдыхать в тени.

Встав поутру, горожанин умывает тело марями и благовониями и, глядя в зеркало, подводит глаза сурьмой и красит и губы красной краской. Затем он ждет бетель, чтобы не было дурного запаха изо рта. Каждый день он совершает омовение, через день потирает тело маслом, каждый четвертый день бреет лицо, каждый пятый или десятый день – всё тело. Ест он три раза в день. Большую часть своего времени он проводит в праздности. Он развлекается тем, что учит говорить попугаев и смотрит бои петухов, перепелов и баранов, беседует с окружающими его нахлебниками. В более жаркую погоду он после обеда спит.

Однако у горожанина было много и других развлечений, более интеллектуальных. Общество поощряло не только покровительство изящным искусством и пассивное восприятие их, но и собственное творчество. Молодой горожанин должен был иметь какие-нибудь познания в области 64 искусств. Он мог сам писать стихи, и часть санскритской поэзии, дошедшей до нас, создана непрофессиональными писателями. Под покровительством царей или богатых людей часто устраивались многолюдные собрания для чтения стихов, а небольшие группы часто собирались с этой целью в доме одного из свих членов либо у гетеры. Такие литературные вечера упоминаются в «Камасутре» в числе главных развлечений образованного человека. Древний индиец, как и его потомки в наши дни, был обычно человеком общительным, находившим удовольствие в соседе с друзьями, и добросердечным. Священные книги, настойчиво подчеркивавшие необходимость гостеприимства, способствовали укреплению общественных связей в ту эпоху и санкционировали их своим религиозным авторитетом.

Развлечения древнеиндийского горожанина ни в коем мере не ограничивались творческими или интеллектуальными занятиями. Многочисленные праздники, в которых принимали участие как богатые, так и бедные, следовали один за другим на протяжении индуистского года и сопровождались разнообразными увеселениями к профессиям. Наиболее широко отличался праздник весны в честь Камы – бога любви. Он играло незначительную роль в теологии, но был, очевидно, очень популярным божеством. Во время этого праздника даже респектабельные горожане забывали о кастовых ограничениях. Они разгуливали по улицам, обсыпали соседей красным порошком, обливали их подкрашенной водой и устраивали всевозможные розыгрыши. Праздник существует и сейчас под названием «холм», но бог любви уже не играет в нем никакой роли. Этот праздник явно представлял собой пережиток кровавого первобытного обряда плодородия, но даже в самых ранних его формах зловещее значение красного порошка было забыто, и праздник превратился в свою рода индийские сотурнами, когда все веселятся и безмятежно ликуют /Бэшем, 1977, 236/.

Страницы: 1 2

Дискуссии о самобытности российской цивилизации
«Русская идея» — понятие, с помощью которого можно объединить целую группу тем и проблем, идейных течений и направлений, дискуссий, которые в немалой степени определяли картину исторического развития России. Сегодня мы могли бы сказать о ...

Переселенческая политика.
Одним из важнейших инстру­ментов разрушения крестьянской общины стала политика массового переселения крестьян за Урал. Форсируя этот про­цесс, правительство хотело ослабить земельный голод во внутренних губерниях России, а главное - отпра ...

Брюссельская конференция 1889 — 1890 гг
Во второй половине XIX в. на всем побережье Африки продолжали свою открытую деятельность крупные традиционные работорговые центры. Исключение составлял Золотой Берег, где находились английские форты (голландские здесь были скуплены британ ...