Подвиг кинематографистов
Страница 1

С началом Великой Отечественной войны на фронт отбыли операторы кинохроники - передовой отряд нашей кинематографии. Они проделали весь длинный путь советских войск от западных границ СССР до бере­гов Волги и от Волги до Берлина и Эльбы. Многие из них погибли, но долг кинематографии перед Родиной был выполнен с честью. За время войны кинооператоры засняли свыше 3,5 млн. м пленки. Они зафиксировали события, ставшие достоянием истории, создали величайшие документально-исторические ценности. К этой сокровищнице вновь и вновь обращаются сценаристы и режиссеры. Кроме того, за годы войны было создано и выпущено на экраны более 500 номеров различных киножурналов, 67 короткометражных и 34 полнометражных военных фильма.

В годы войны из материалов фронтовых киноопера­торов был создан ряд полнометражных документальных фильмов, запечатлевших важнейшие события грозовых лет. 18 февраля 1942 г. по свежим следам стал демон­стрироваться фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссеры Л. Варламов и И. Копалин). Вскоре вышел другой документальный фильм — «Ленинград в борьбе» (режиссеры Р. Кармен, Н. Комаревцев, В. Соловцев и Е. Учитель). 13 июня 1942 г. 240 операторов в 40 местах тыла страны и на всем обширном фронте от Белого до Черного морей сняли фильм «День войны». В марте 1943 г. появился полнометражный документаль­ный фильм «Сталинград», снятый фронтовыми операторами непосредственно в боях, проходивших в городе-герое. Этот фильм, широко показанный за пределами СССР, потрясал своей документальностью, с которой были показаны мужество и подвиги героических защитников города на Волге. Одна из американских газет писала: этот фильм «представляет собой абсолютную вершину данного жанра. Ни одна картина не могла передать так мощно и так живо всю разрушительность войны. Этот фильм в изображении борющейся России не имеет себе равных». Ряд фильмов был посвящен после­дующим наступательным операциям Советских Вооруженных Сил.

Серия документальных картин огромной впечатляющей силы завершается двумя, названия которых говорят сами за себя — «Берлин» (режиссеры Ю. Райзман и Е. Свилова) и «Разгром Японии» (режиссеры А. Зархи и И. Хейфец). Об этой серии картин И. Большаков, возглавлявший в дни войны Комитет кинематографии, пи­шет: «Многие отличались новизной режиссерских приемов, яркостью и необычайной выразительностью своих кадров, высоким профессиональным операторским ма­стерством, хорошим дикторским текстом, прекрасным музыкальным оформлением.

Другими словами, все компоненты документального фильма —монтаж, фотография, дикторский текст, музыка — получили новое развитие и достигли высокого уровня. И документальное кино по праву встало в один ряд с художественной кинематографией по своему идейно-политическому и воспитательному значению. Советские документалисты очень многое сделали, чтобы поднять значение документального кино до уровня художественной кинематографии».

Много документальных картин было снято в парти­занских отрядах, а также в рядах зарубежного движения Сопротивления, посвящено освобождению от немецких захватчиков оккупированных ими стран. Таков, например, фильм «Освобожденная Франция» С. Юткевича.

Трудно было сразу же с началом войны создать пол­нометражные художественные фильмы, посвященные ее темам. Жизнь породила оперативную форму — короткие киноновеллы. Эти новеллы, среди которых встречались и кинокомедии, объединялись в «боевые киносборники». Таких киносборников в 1941—1942 гг. было создано 12. Их успех определялся тем, что в основу новелл заклады­вались достоверные факты.

Страницы: 1 2

Монета «Ленинград» 2000г.
Нами было исследована памятная монета «Ленинград», посвященная 55-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг и выпущенная 4 мая 2000г. Рис. 4 «Золотая Звезда» На стороне реверс изображены две грузовые автомашины «пол ...

Начальный этап и становление советской историографии Отечественной войны 1812 года (1920-1945 гг.). Освещение наполеоновского нашествия отечественными историками в 20-30 гг.
Великая Октябрьская революция в России и последовавшая гражданская война во многом определили направления исследований советской исторической науки. Основное внимание было уделено в первую очередь новейшим событиям в истории нашей страны. ...

Развитие частного сектора в промышленности Красноярского края
Становление и развитие частного предпринимательства в промышленности Красноярского края, как и по всей стране, осуществлялось на основе частной собственности, заключении арендных договоров, а также в виде посреднической деятельности. Сове ...