Образование раннефеодальных империй Суй И Тан
Страница 1

Во второй половине VI в. экономические и политические различия между Севером и Югом значительно смягчились. Кочевники ассимилировались в массе местного населения, а боеспособная тобийская конница давно перестала существовать. Кочевники Центральной Азии, создав мощный союз — Тюркский каганат — угрожали вторжением. Поскольку на Севере опасность подчинения новым завоевателям стала особенно реальной, инициатива возрождения единого государства принадлежала северянам.

В одном из северных государств Чжоу к власти пришла группировка китайско-варварской знати Северо-Западного Китая, ставшая центром консолидации сил численно преобладающей части китайского феодального класса. В противоборстве с сепаратистскими устремлениями «сильных домов» она добивалась воссоединения страны под властью китайцев. В 581 г. военачальник Севера Ян Цзянь был провозглашен императором династии Суй (581 — 618).

Сравнительно быстрое объединение огромной страны вооруженным путем объяснялось глубокими причинами. Экономические и политические интересы Китая требовали прекращения внутренних войн и объединения нестойких царств в единую империю. Мелкие и слабые царства не могли защитить огромную сухопутную границу земледельческих районов Китая от набегов кочевников-соседей. Затянувшиеся изнурительные междоусобицы подрывали сельское хозяйство, ремесло, торговлю, затрудняли использование огромной ирригационной системы. Сложившаяся еще в древности культура земледелия была немыслимой без искусственного орошения. Борьба с последствиями губительных разливов рек и опустошительных засух требовала средств и рабочих рук и была не под силу отдельным властителям. Обширное сельское хозяйство страны могло успешно функционировать лишь в условиях единой хозяйственной организации.

Расчленение Китая, отсутствие сильного и прочного общегосударственного аппарата мешало правящему классу удерживать в повиновении эксплуатируемых. Прекратить на обширных просторах Китая бегство и переселение крестьян, сохранить складывающиеся формы эксплуатации и вместе с тем завершить борьбу с общинными организациями в деревне была в состоянии лишь сильная власть.

Объединение страны облегчалось интенсивными этническими контактами. Хотя китайская народность сложилась на Севере значительно раньше, чем на Юге, заселение северянами Юга стимулировало тяготение жителей этих районов друг к другу.

Образование новой династии круто изменило течение китайской истории. На смену четырёхвековой эпохе раскола и противоборства пришло время единения и централизации. Объединение отдельных царств и прекращение междоусобицы вызвали экономический и культурный подъем. Расширилась площадь посевов, выросло население. Заново отстраивались города, оживилась торговля. Новые власти снизили и упорядочили налоги, отменили соляную и винную монополии, выпустили новую монету, унифицировали меры и стандарты. Император, приверженец конфуцианского учения, стал приглашать на службу ученых, был окончательно сформирован институт экзаменов, успешная их сдача открывала перспективу получения чина.

Суйский двор заимствовал бюрократическую систему ханьского образца. В области культуры был принят курс на синтез лучшего из традиций северокитайских и южнокитайских царств. Ян Цзянь добивался установления единодержавия и беспощадно расправлялся с местными властителями. В 604 г. он был убит собственным сыном Ян Гуаном, который и вступил затем на престол. Основу его политики составляли мероприятия, направленные на обогащение казны, экономическую и политическую централизацию. Ян Гуан перенес столицу в Лоян, переселив в него до 10 тыс. богатых семей. Дворцовый ансамбль, громадный парк с редкостными растениями, диковинными зверями, прудами и каналами поражали сказочной роскошью.

Страницы: 1 2

Крепостное право в России
Принято отличать крепостничество как систему социальных отношений от крепостного права как юридические формы их выражения. Тип зависимости, выражаемый понятием «крепостничество», можно проследить в его генезисе на Руси примерно с XI века, ...

Образование в России до XVIII в
Учить на Руси стали при Владимире Святом. В ХI в. Ярослав Мудрый повелел создавать школы для мальчиков «из лучших людей» и поповичей. На Руси за короткий срок была сформирована образовательная система с достаточно сложным содержанием. Осн ...

Эпоха Сталина
В 1926 г. на XV съезде ВКП (б) было принято решение об индустриализации страны. С точки зрения Сталина индустриализация на основе НЭПа была невозможна и рыночная экономика для СССР непригодна. Необходимо усиление государственно-администра ...