Введение
Страница 1

Актуальность работы Обращение к данной теме исследования вызвано вновь вспыхнувшим интересом общественных наук к проблеме развития капитализма в России, его своеобразия и особенностей. Этот интерес определяется современной социально-экономической реальностью в нашей стране: назревшей необходимостью реформирования всех сторон российского общества, попыткой создания рыночной экономики, возрождением российского предпринимательства и т.д. В этих условиях естественным является обращение к историческим корням этих явлений.

Возникшая ситуация в стране требует разумных, глубоко продуманных действий во всех отраслях жизнедеятельности, в том числе и в области экономики, которая напрямую связана с социально-экономическим, политическим, духовным развитием общества. Все это уже было в нашей истории, яркий тому пример - вторая половина XIX начало ХХ вв.

Между тем, в настоящее время тема торговли и предпринимательства приобрела особую актуальность. Велик интерес в обществе к историческому опыту национального предпринимательства, купечества. К тому же последующее развитие регионов в немалой степени предполагает и поиски своего места в торговой системе не только самой России, но и в масштабах европейского сообщества, да и всего мира. Эта проблема востребована, таким образом, состоянием исторической науки, острым интересом широких слоев российской и, возможно, мировой общественности и задачами государственного строительства России.

Тема исследования рассматривается на сложном политико-экономическом фоне начала XX в. Россия являлась страной с низким благосостоянием и слабым развитием индивидуальности, с наличием неизрасходованных источников и жизненных средств. Указанные факторы влияли на процесс исторического развития. Финансово-экономическая политика самодержавия была непоследовательной и изменялась с каждым новым царствованием и сменой кабинета министров.

Ныне, когда Российская Федерация переживает этап преобразований, что характеризуется ориентацией на европейские цивилизационные ценности, базовым условием, которого является необходимость формирования стратегии строительства нового общества с опорой на развитие «среднего класса», крайне важно в условиях развития рыночных отношений на рубеже XX - XXI столетий, акцентировать интерес общества к изучению торгово-промышленных категорий населения России конца XIX - начала XX вв., его роли в трансформации национального самосознания татар: в развитии языка, культуры, религии, общественно - политических институтов.

Предпринимательство становится ныне влиятельным и сильным субъектом общественно - политической жизни, где оно все масштабнее разворачивается в процессе реализации различных гуманитарных программ, когда важно своевременно обратиться в прошлое к историческому опыту татарских купцов и предпринимателей конца XIX - 1-й четверти XX вв.

В пореформенный период определились и укрепились основные районы татарского промышленного капитала. Развитие нового экономического уклада усилило подвижность населения. Имея возможность передвигаться по стране, большинство татар получили возможность усваивать культуру, духовность, развивать свое национальное самосознание, усваивать новые технические достижения в промышленности.

Торговлей во второй половине XIX – начале XX вв. занимались почти все слои населения. После «Великих реформ» 60-х гг. XIX в. появилась наиболее благодатная почва для развития этой сферы экономики. Но, несмотря на это, при упоминании слова торговля, в первую очередь, оно ассоциируется с купечеством. Хотя ею занимались многие жители, не входившие в купеческую гильдию. Бесспорно одно, что сердцевину торговой жизни составляло купечество. В связи с этим важность изучения купеческого сословия, его роли в развитии и истории торговли очевидна. Тем более, что уездное купечество отличалось от столичного. Татарские купцы и предприниматели конца XIX - 1-й четверти XX вв. стали внушительной экономической силой, кто, выступая в роли меценатов и благотворителей, способствовали развитию культуры и образования татарского народа. Владеющие огромным капиталом татарские купцы значительную его часть вкладывали в торговлю не только в России, но и в странах Западной Европы, Средней и Центральной Азии.

Страницы: 1 2 3