Сельское общество Индии. Деревня
Страница 2

На протяжении всего рассматриваемого периода вследствие постоянной нехватки обрабатываемой площади происходило постепенное освоение целины.

На равнинах земли была прорезана каналами, бравшими начало в больших реках, и усеяна искусственными водоёмами. Для их устройства запруживали небольшие речки либо преграждали сток у прудов. Из естественных и искусственных водохранилищ воду доставали посредством «журавля» с противовесом и продавали в небольшие каналы, орошавшие поля.

Добродетельные цари в порядке исполнения религиозного и общественного дома предпринимали ирригационные работы, часто в гигантских масштабах. Из искусственных водохранилищ наиболее знаменитым было Гирнарское, история которого дошла до нас благодаря двум подписям, обнаруженным в том числе, где оно находилось. Большинство крупнейших ирригационных сооружений индуистской Индии не сохранилось до настоящего времени. После многих веков небрежения современные правительства Индии и Шри-Ланки воссоздают ирригационные системы, необходимые для земледелия в тропиках /там же, с. 114/.

Основными зерновыми культурами древней Индии, как и в настоящее время, была пшеница и ячмень, рис, просо. Из других культур широко распространён был сахарный тростник, причём сахар вывозился в Европу. Почти везде культировались, тыквы кунжут, а также многочисленные сорта гороха, фасоли, чечевицы. В Южной Индии, особенно в Керале (Малабар), выращивали пряности, в частности перец, кардамон, имбирь, корицу: их поставляли в остальные районы Индии и в Европу. У подножий Гималаев производили драгоценный шафран. Основной текстильной культурой во все времена был хлопок.

Из фруктов первое место принадлежало манго, которое ценилось очень высоко. В более влажных районах страны росли так же маленькие индийские бананы. Кокосовый орех был завезен сравнительно поздно из Юго-Восточной Азии. В прибрежных районах выращивали пальмы пальмира и талипот, дававшие сырье для основного писчего материала, употребляющегося в Индии. А также алкогольные напитков, известных сейчас, как пальмовая водка (тодди) и арак. Высоко ценилась и ореховая пальма. Её твёрдые орехи, обладающие наркотическими свойствами, в измельченном виде смешивают с известью и другими ингредиентами и завертывают в лист бетеля. Эта жвачка (тамбула) в начале нашей эры распространилась с юга Индии по всей стране, и с тех пор все индийцы с удовольствием жуют её после еды. Финиковую пальму выращивают в засушливых районах на западе страны, но в литературе она упоминается редко. Кислые плоды тамаринда широко употреблялись в качестве приправы. Виноград, ввезенный из Ирана вместе с миндалём и грецкими орехами, разводили в Западных Гималаях. Сандал и другие деревья, росшие главным образом на юге, поставляли ценную ароматную древесину.

Плодородие индийской почвы, трудолюбии и умение тех, кто её возделывал, производили большое впечатление на греков. У современных путешественников складывается диаметрально противоположное представление, но греки судили по более низким меркам, чем наши, да и почва была тогда не так истощена, как сейчас. Греков крайне удивляло то, что в Индии снимают два урожая в год. Во влажных районах страны два урожая можно собирать даже без применения ирригации, тогда как на равнинах летний урожай риса выращивали в сезон муссонов, а второй, поливной, - сухой сезон.

Основная масса крестьян пахала на быках с помощью неглубоко захватывающего землю деревянного плуга, жала серпами, обмолот производила с помощью быков, а веяла зерно на ветру, подбрасывая его вверх.

Основной жизни крестьянина был крупный рогатый скот; на нём не только пахали, но и использовали его как средство передвижения, он давал молоко и мясо. Деревни нанимали общинного пастуха, который каждое утро выгонял скот, меченный клеймами владельцев, на пустоши за вспаханными полями и возвращался с ним в сумерки. Важными продуктами питания были молоко и творог, а также топлёное сливочное масло. Не портившееся в жарком климате /Алаев, 1962, с. 68/.

Коровы отнюдь не всегда считались неприкосновенными. Определённые настроения, направленные против убийства коров, существовали, по-видимому, еще в ведийскую эпоху, но Ашока не запрещал забой скота, и во всяком случае быков забивали для употребления в пищу даже позднее. Однако в «Артхамастре» рекомендует смертную казнь для тех, кто убивает животных, украденные из царских стад.

Страницы: 1 2 3 4

Вотчины приписных монастырей в конце ХVI в.
Обзор землевладения приписных монастырей следует начать с пустыни св. Георгия в Гороховце. Она располагалась в низовьях р.Клязьмы на рубеже Великого Владимирского и Нижегородско-Суздальского княжеств. Лишь позднейшие известия имеются об ...

Кадеты и октябристы.
К партиям либеральной ориентации мы относим те, которые провозгласили в своих программах при­верженность основным либеральным ценностям: рыночной эко­номике с безраздельным господством частной собственности и свободой предпринимательства, ...

Отрицание прошлого
Конференция историков-марксистов “установила” в январе 1929 г. полную неприемлемость термина “русская история”, из-за того, что этот старый, унаследованный от царской России термин был будто бы насыщен великодержавным шовинизмом, прикрыва ...