Сельское общество Индии. ДеревняСтраница 1
Древняя цивилизация Индии отличается от цивилизаций Египта, Месопотамии и Греции тем, что её традиции непрерывно сохранились до наших дней.Мы не располагаем достоверными данными для определения численности населения древней Индии: подробные реестры, которые велись во многих царствах, давно утрачены, один из исследователей предположил, что в средние века число жителей Индийского субконтинента составляло приблизительно от 100 млн. до 140 млн. человек, и это цифра, по-видимому, очень близка к истине, хотя и основана на весьма скудных свидетельствах. Но какова бы ни была их численность, жители Индии в древности и в средние века, без сомнения, жили в основном в сельских местностях. По статистическим данным, в настоящее время 85 % населения Индии живет в деревнях. В прошлом этот процент был не только не ниже, но вероятно выше, Древний индиец, как правило, был сельским жителем.
Всякий, кому приходилось ехать поездом из Дели в Калькутту, помнит впечатление унылого однообразия, которое неизбежно производит развертывающийся перед его глазами пейзаж великой равнины Ганга. Убогие деревеньки, часто расположенные очень близко друг к другу, перемежаются лишь реками. Несколько деревьев на околице, кое-где небольшая роща, отделяющая одну деревню от другой, и больше ничего от деревни до деревни, кроме полей, разрезанных на клочки узкими тропинками или местами неровными проселочными просёлочными дрогами.
Сельская местность была более дикой, чем в наши дни, по всей стране бродили тигры. На западе изобиловали львы. Многочисленные стада диких слонов, тщательно охраняются царями, обитали в тех районах, где они теперь неизвестны.
Индийская деревня древности мало чем отличалась от современной, но сейчас большинство деревень Северной Индии открыты и незащищены, в прошлом же они обычно были окружены степной или частоколом, как и сейчас в многих районах Декана. Деревня представляла собой группу хижин, больших и маленьких, часто располагавшихся вокруг колодца или пруда, возле которого оставалась небольшое открытое пространство с несколькими деревьями. В более ранний период в деревнях часто имелись дома для собраний, служившие постоялыми дворами для путников и центрами общественной жизни; позднее их заменили в этом качестве деревенские храмы. Жители деревни составляли самостоятельную общину. Община воспитывала в своих членах чувство сплоченности, и оно явилось одним из главных факторов, способствовавших сохранения индуистской культуры.
Большинство жителей деревень были свободными крестьянами, земля принадлежала им, и они могли распоряжаться ею по своему усмотрению, хотя царь претендовал на верховное владение всеми землями. Доля земледельца была нелегкой, но в сравнении с последующими, и гнёт бедности, возможно, был тогда не столь мучительным. Большинство крестьянских участков были невелики, и обычно их возделывал сам владелец вместе с семьей; однако встречались и большие хозяйства, владельцы которых пользовались наёмным трудом. Царям принадлежали большие имения, где трудились рабы и работники, которые в эпоху Маурьев получали заработную плату, составлявшую одну с четвертью паны в месяц, и содержание /Бэшем, 1977, 58/.
Безземельные работники существовали в индийской деревне, со времен Маурьев, а может и раньше, и влачили жалкое существование, Болезнь, голод или иная причина иногда вынуждали крестьянина продавать свой участок или же приводили к тому, что его по приговору суда за неуплату налога сгоняли с земли, и тогда он скатывался до позорного нищенского положения случайного поденщика. Но этот процесс, при котором земля должна была постепенно концентрироваться в руках немногих собственников, более чем нейтрализовался существованием большой патриархальной семьи. После смерти главы семьи обычно производился раздел её владений, и в течение нескольких поколений происходило их распыление. Поэтому в Индии так и не сложился класс помещиков или крупных фермеров в собственном смысле этого слова.
К тяжелому налоговому времени, принудительному труду и инспекционным поездкам царя и его чиновников добавлялись периодически случавшиеся полуголодные и голодные годы, ввергавшие крестьян в нищету и страдания. Наиболее энергичные цари делали всё что могло для предотвращения и облегчения голода. В крайних случаях открывались государственные зернохранилища. Некоторую помощь оказывали такие религиозные организации и важные лица, занимавшиеся благотворительностью. Тем не менее, при недостаточных средствах сообщения голод местами свидетельствовал еще больше, чем в наши дни. Правда, есть основания полагать, что в древности осадки были более обильными, чем сейчас, и что соотношение между численностью населения и средствами существования было не таким критическим, каким оно стало в новое время, а поэтому вспышка голода бывали реже, на уж если случались, то имели значительно более тяжелый и губительный характер.
Система образования русского государства
В конце XVIII-начале XIX в России законодательно оформилась
сословная система образований. В 1802г было учреждено Министерство народного просвещения,
а с 1804г по распоряжения Александра I страна была разделена на 6 учебных округов.
Це ...
Захват западных и южных русских земель Литвой и Польшей
Включение в состав Великого княжества Литовского большого числа русских земель, причем с более высоким уровнем общественных отношений и культуры, вело к русификации этого государства. С XIV в. оно, собственно, и именовалось Великим княжес ...
Освещение Крестного хода в русской культуре
На Всероссийской научно практической конференции «V Дамиановские чтения», которая состоялась в Курске, много шуму наделал доклад заведующего группой исторической библиографии Российской национальной библиотеки кандидата исторических наук ...