Введение
Страница 1

Проблема Просвещения в Чешских землях в качестве самостоятельной проблемы долгое время не рассматривалась, поскольку само распространение здесь идей Просвещения считалось лишь следствием заимствования западной общественной мысли. Идеологические процессы, связанные с генезисом просветительской мысли в Чешских землях крайне сложны и многоплановы. Разногласия между разными учеными существуют по вопросам времени зарождения идей Просвещения, периодизации развития этих идей и даже собственно их существования в Чехии, о чем говорилось выше. Так основной период господства просветительских идей И. Клабоух относит к 1750 – 1780гг., выделяя т.н. терезианский (50-60е гг.) и йозефинский (70-80гг.) этапы. Время предшествующее этому, он оценивает как период распространения взглядов, подготовивших усвоение просветительских доктрин. Э.Винтер склонен отодвигать начало просветительского этапа вт. пол. 17в., связывая его с именем М. Марция (1595 – 1667), В. Магни (1586-1661), отчасти с Б. Бальбиным и его кругом, а для н. 18 в. – с деятельностью Ф.А. Шпорка. По мнению Винтера духовное развитие чешских земель эпохи раннего просвещения прошло 3 этапа: до 1700г., 1700-1749гг., 1749-1770 гг. Мыльников считает, что если критерием взять внутреннюю закономерность эволюции идеологии, то в истории развития Просвещения в Чешских землях можно выделить 4 этапа: первичное ознакомление с нею чешского общества, последующее усвоение и переработка того, что наиболее созвучно данной среде, - этап раннего просвещения, который привел к расцвету просветительских идей в Чешских землях (собственно чешское просвещение к.70 – н. 90х гг. 18 в.), и последовавший затем его упадок, означавший, однако, переход в начале 19 в. к иным идеологическим концепциям. Как уже сказано выше, проблема Просвещения в Чехии очень сложна и спорна, относительно нее существует огромное разнообразие мнений. Одна из встретившихся мне состоит в том, что в к.18 – первой половине 19 в. идеи Просвещения в Чехии приобрели некий национальный характер, т.к. именно в это время происходит процесс формирования у чехов национального самосознания. Различные общества, кружки, отдельные чешские просветители обращаются к истории Чехии, своему национальному чешскому языку, выступают за его и свое равноправие в Империи. Недаром время распространения и господства подобных идей получило звучное и, наверное, отчасти даже гордое название «Эпоха национального Возрождения».

Национально-политические программы чешских просветителей конца XVIII–первой половины XIX вв

Конец 18 и начало 19 в. в истории Чехии известны в литературе как время «национального возрождения». Оно характеризовалось возникновением и развитием национального движения, пробуждением национальной культуры и общим подъемом общественной жизни. «Национальное возрождение» было вызвано к жизни развитием капиталистических отношений, как считает ряд ученых, в основном советской эпохи.

Конец 18 и пер. пол.19в - время складывания чешской нации. В то время в большинстве стран Европы образование наций протекало вместе с превращением их в самостоятельные национальные государства, а в ряде стран Восточной Европы сложились многонациональные государства. Одним из таких государств являлась Австрийская империя. Главенствующей нацией в Австрийской империи были немцы. Консолидирующиеся в нации народы империи отказывались мириться со своим положением и отвечали на политику руководящих слоев господствующей немецкой нации развертыванием национального движения. Развитию общественного национального движения в чешских землях в к. 18в. способствовали как внешнеполитические условия, неблагоприятные для Австрийской монархии (непрерывные войны с Францией обернулись хозяйственным и финансовым кризисом), так и внутриполитические условия (правительства Марии Терезии и Иосифа II проводили мероприятия, направленные на полную и окончательную ликвидацию политической и этнической самостоятельности, входивших в состав Габсбургской монархии народов.Одним из таких мероприятий было, например, провозглашение в 1781г. немецкого языка общегосударственным. Вследствие чего затем возникают выступления в защиту чешского языка. Фактически просвещенный абсолютизм Марии Терезии, Иосифа II и их преемников почти окончательно упразднил чешскую государственную самобытность. Можно даже сказать, что Чехия превратилась в провинцию Габсбургской монархии.

Но необходимо также отметить, что просвещенный абсолютизм в то же время заложил основы для национального возрождения чешского народа, способствовал накоплению в его среде сил и средств, которые при благоприятных обстоятельствах могли послужить делу воссоздания национально-политической самобытности Чехии. Этими благоприятными сторонами просвещенного абсолютизма были заботы о развитии материального благосостояния и просвещения народов Габсбургской державы. Лозунг, провозглашенный с высоты престола, пробудил дремавшие силы в чешском обществе.

Страницы: 1 2 3 4

Роль профсоюзов в развитом социализме. Система: партия – профсоюз – народ. XXII съезд КПСС и его решения по профсоюзной деятельности
В решениях XXII съезда партии, состоявшегося в 1961 году, нашел свое воплощение ленинский курс на всестороннее развертывание социалистической демократии, на привлечение всех трудящихся к активному участию в управлении государством. В осущ ...

Украина в системе международных отношений
Необходимость четко определить идеологию создания государства в современной Украине, обусловлена глубоким кризисом во всех сферах жизни украинского общества, потребностью в создании объективной системы политических взглядов и в использова ...

Курдская проблема в Иракской республике в 90-гг. ХХ века
Ирак – многонациональное государство. Причем три его нацио-нальные и конфессиональные группы являются крупными (млн. чел.): арабы-сунниты – 7, арабы-шииты – 7–8, курды – 3,5. В этой связи вопрос внутригосударственной стабилизации выступае ...