Образование в первое послеоктябрьское десятилетие
Страница 1

После революции 1917г ситуация в стране была сложной. Это время коренных реформ всех сфер России, в том числе и образования. В этот период был осуществлен переход к национальному содержанию образования, создана массовая народная школа, получила развитие система массового женского образования, профессионального и высшего. Расширяется сеть высших учебных заведений

В конце 1917-начале 1918г был принят Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви

, а также Декрет о национализации всех учебно-воспитательных учреждений

и передаче их в ведение Наркомпроса. Общее руководство народным просвещением, согласно Декрета ВЦИК и СНК РСФСР, было возложено на Государственную комиссию по образованию, которую возглавил Луначарский.

Реорганизация образования началась с упразднения гимназий, реальных училищ, церковно-приходских и земских школ. На их месте, согласно Положения ВЦИК «О единой трудовой школе РСФСР», предусматривалось обучение всех детей от 8 до 17 лет в школах 1 и 2 ступени. Срок обучения был 5 лет и 4 года.

В 1919г был принят декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России», по которому все граждане от 8 до 50 лет, не умеющие читать и писать, обязаны были обучаться. На время обучения рабочий день сокращался на 2 часа с сохранением заработной платы. Процесс обучения контролировала ВЧК совместно с Наркомпросом. Создавалась кружки, пункты ликбеза, общественные организации. В 1923 году организовалось добровольное общество «Долой неграмотность!», председателем был Калинин.

В середине 20-х годов правительство приняло закон о всеобщем начальном обучении.

По данным переписи 1926 года, численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет составляла 51,1%, причем в РСФСР – 55%.

К середине 20-х годов школьное образование представляло собой следующую систему: начальная 4-х летняя школа (I ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодежи (ШКМ), школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) на базе начальной школы, школа II ступени (5-9 классы) с профессионализированными 8-9 классами в ряде школ. Профессионально-техническое образование находилось в ведении Главпрофобра.

В Высшей школе в это время был проведен ряд преобразований: зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов об образовании, преимущества были при поступлении у молодежи из рабочих и крестьян; отмена платы за ВУЗ, установление денежных стипендий для нуждающихся студентов; с 1919г созданы рабфаки; Наркомпрос разрешает пополнять студенческую кассу доходами от кооперативов с целью помочь выйти высшей школе их финансового кризиса; в качестве обязательных предметов вводятся исторический материализм, история пролетарской революции, экономическая политика диктатуры пролетариата, история Советского государства и права.

В стране создается широкая сеть библиотек (их реквизируют и национализируют) и клубов. В декабре 1918г ВЦИК образует Государственное издательство. За 3 года национализируются более 1 000 типографий, бумажных фабрик и т.д. Вместо частных, появляются государственные, ведомственные, партийные издательства.

В 1918-1920гг было открыто свыше 40 самостоятельных институтов (в их числе аэрогигродинамический, рентгенологический, радиологический), входящих в состав Академии научных институтов и ВУЗов.

Для централизации и планирования развития науки, в 1918г при Наркомпросе создается Отдел мобилизации науки, затем - научный отдел. При ВСНХ в марте 1918г образован научно-технический отдел (НТО), в котором к концу 1919г работало свыше 200 академиков и профессоров, 300 инженеров и 240 других специалистов. В составе НТО было 12 НИИ, несколько технических бюро, издавался журнал.

В 1929г была создана Всероссийская Академия сельхоз. наук (ВАСХНИЛ) и 12-ю институтами, создана Белорусская Академия наук.

В 1918г Совнарком РСФСР утвердил положение о Социалистической академии общественных наук, в 1920г открылся Институт научной методологии. В 1925г РАН стала именоваться Академией наук СССР.

В 1930г было приято постановление XVI съезда ВКП(б) « о введении всеобщего обязательного начального образования для детей в СССР», а в 1937г началось введение семилетнего школьного обучения. Продолжился рост 10-летних школ. Была создана единая для всех политехническая школа. В республиканских школах занятия велись на родном языке, но русский был обязательным к изучению.

Согласно переписи населения от 1939г, процент грамотного населения старше 9 лет достиг 81,2% (мужчины – 90,8%, женщины – 72,6%).

Страницы: 1 2

 Крепостная мануфактура
Первая четверть XVIII в в. России — период реформ Петра I. Целью этих реформ была ликвидация экономической отсталости России, развитие промышленности. Политику содействия развитию отечественной промышленности принято называть протекциониз ...

Общественная обработки земли
Пропаганда общественной обработки земли как формы ведения совместного хозяйства объяснялась довольно простой ее организацией, с невысоким уровнем обобществления средств производства. (Следует различать эту форму организации хозяйства от о ...

Берлинская стратегическая наступательная операция 1945 г
Операция проводилась с 16 апреля по 8 мая 1945 г. войсками 1-го и 2-го Белорусских, 1-го Украинского фронтов в целях овладения Берлином и выхода на Эльбу для соединения с войсками союзников. В операции принимали участие Днепровская военн ...