Монополизация производства в России и переход от свободной конкуренции к монополистической в конце 19 века
Страница 3

Материалы » Монополизация производства в России и переход от свободной конкуренции к монополистической в конце 19 века

Синдикат "Продаруд" объединил в 1907 г. самые крупные предприятия Донбасса и Криворожского бассейна.

Монополизацию в транспортном машиностроении возглавили два синдиката: "Продвагон" (1904 г.) и "Союз паровозостроительных заводов" (1906 г.). "Продвагон" контролировал около 90% заказов на железнодорожные вагоны. Еще раньше, в 1901 г., появился крупный синдикат "Продпаровоз", который внес свой вклад в реализацию продукции паровозостроительных предприятий. delphi

Монополизировались предприятия отраслей недавно возникших, но перспективных, типа цементной и резиновой. 90% производства цемента контролировало с 1904 г. "Русское товарищество торговли цементом", а все предприятия по изготовлению резиновых изделий объединил синдикат "Треугольник" (1907 г.).

Отставали в этом процессе фабрики в текстильной отрасли. Монополии и там создавались, но они не преобладали в отрасли, как, например, синдикат "Кноппа" в хлопчатобумажном производстве.

Активнее проходила монополизация на предприятиях пищевой промышленности. Здесь образовались: синдикат "Дрожжи", "Общество сахарозаводчиков".

Пароходное общество "Океан" организовало продажу соли. Накануне Первой мировой войны при участии Русско-Азиатского банка под руководством А.И. Путилова был основан "Табачный трест", который сосредоточил контроль над 80% капиталов отрасли.

Грузопотоки на морских и речных транспортных артериях монополизировали двадцать объединений. Наибольшую известность на Азовском и Черном морях приобрело Русское общество пароходства и торговли ("Ропит").

Менее изученным в отечественной литературе является вопрос об образовании в России монополий высшего типа – трестов и концернов. Если П.И. Лященко в 40-е гг. XX в. писал о создании в стране в основном синдикатов в дооктябрьский период и "синдицировании" промышленности, то в последней трети XX в. опубликованы материалы об образовании трестов и концернов в годы Первой мировой войны. А коллектив авторов под руководством академика В.А. Федорова вслед за отечественным историком К.Н. Тарновским считают, что характерной чертой предвоенных лет стало появление в России 1909–1913 гг. трестов и концернов. Причем образовывались в те годы монополии, предприятия которых осуществляли добычу сырья, производство продукции и ее сбыт. В России получили распространение тресты, возникшие не путем слияния отдельных предприятий в одно, а объединения на основе общего финансирования входящих в них предприятий, при сохранении формальной их самостоятельности, что также свидетельствовало о незрелости рыночной экономики в стране.

Накануне и в годы Первой мировой войны начали создаваться и концерны. Образование трестов наблюдалось в самых молодых отраслях – нефтедобыче и нефтепереработке. Еще в конце XIX в. там действовало товарищество "Братья Нобель", которое занималось добычей нефти, ее переработкой, транспортировкой и продажей нефтепродуктов. Перечень операций, проводимых товариществом, свидетельствует, что по сути это был первый в России трест. В 1905 г. он объединился с обществом "Мазут", и сообща они монополизировали 77% торговли нефтепродуктами, в том числе и на мировом рынке. В конкуренцию с ними вступила "Русская генеральная нефтяная корпорация", созданная при непосредственном участии Русско-Азиатского банка и Международного коммерческого банка с правлением в Лондоне. До августа 1914 г. им удалось охватить добычу лишь 27% нефти в России.

Коммерческие интересы фирмы "Братья Нобель" совпали с интересами изобретателя дизельных моторов Р. Дизеля. Он был в курсе, что "Братья Нобель" в конце XIX в. располагали значительным капиталом и занимались не только добычей нефти, но и переработкой и сбытом керосина и мазута.

Эта фирма была не только заинтересована в прорыве на европейский рынок, она налаживала в России производство дизелей на входившем в их объединение машиностроительном заводе "Людвиг Нобель" в Петербурге.

Р. Дизель не смог организовать в Германии широкого производства двигателей внутреннего сгорания, так как эта страна не обладала собственными запасами нефти. Поэтому изобретатель и начинающий предприниматель договорился в феврале 1898 г. в Берлине с фирмой "Братья Нобель" о создании общества "Русский дизель" в Нюрнберге. Производственные мощности завода "Людвиг Нобель" были небольшими, и за 1900–1913 гг. предприятие выпустило лишь около 600 дизелей. Имея патент на производство дизелей по соглашению с Р. Дизелем, "Братья Нобель" продали лицензию на дизелестроение в 1903 г. Коломенскому машиностроительному заводу, в 1907 г. – Рижскому чугунолитейному и машиностроительному заводу, в 1909 г. – Николаевскому судостроительному, в 1911 г. – обществу Сормовских заводов. Велись переговоры о создании треста для поставок казне дизель-моторов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Церковно-государственная учетная документация
Монастырские описные, отписные, переписные (имущества, строений, утвари, архивов и пр.) книги за последнее время в нашем источниковедении интенсивно издаются и изучаются. Опубликованы описи Звенигородского Саввина Сторожевского, Троицкого ...

Заключение.
Условия Сан-Стефанского мирного договора, значительно усилившие позиции России на Балканах вызывали резкое недовольство европейских держав. Особенно они негодовали по поводу создания княжества Болгария с выходами в Черное и Эгейское моря. ...

Теоретические проблемы “крупной феодальной вотчины”
В процессе научного изучения феодальной эпохи одним из генерализующих понятий всегда являлась вотчина-сеньория. С нею связывалось господство крупной земельной собственности в соединении с политической властью ее носителей. Мысль Ш.Монтеск ...