Монополизация производства в России и переход от свободной конкуренции к монополистической в конце 19 века
Страница 3

Материалы » Монополизация производства в России и переход от свободной конкуренции к монополистической в конце 19 века

Синдикат "Продаруд" объединил в 1907 г. самые крупные предприятия Донбасса и Криворожского бассейна.

Монополизацию в транспортном машиностроении возглавили два синдиката: "Продвагон" (1904 г.) и "Союз паровозостроительных заводов" (1906 г.). "Продвагон" контролировал около 90% заказов на железнодорожные вагоны. Еще раньше, в 1901 г., появился крупный синдикат "Продпаровоз", который внес свой вклад в реализацию продукции паровозостроительных предприятий.

Монополизировались предприятия отраслей недавно возникших, но перспективных, типа цементной и резиновой. 90% производства цемента контролировало с 1904 г. "Русское товарищество торговли цементом", а все предприятия по изготовлению резиновых изделий объединил синдикат "Треугольник" (1907 г.).

Отставали в этом процессе фабрики в текстильной отрасли. Монополии и там создавались, но они не преобладали в отрасли, как, например, синдикат "Кноппа" в хлопчатобумажном производстве.

Активнее проходила монополизация на предприятиях пищевой промышленности. Здесь образовались: синдикат "Дрожжи", "Общество сахарозаводчиков".

Пароходное общество "Океан" организовало продажу соли. Накануне Первой мировой войны при участии Русско-Азиатского банка под руководством А.И. Путилова был основан "Табачный трест", который сосредоточил контроль над 80% капиталов отрасли.

Грузопотоки на морских и речных транспортных артериях монополизировали двадцать объединений. Наибольшую известность на Азовском и Черном морях приобрело Русское общество пароходства и торговли ("Ропит").

Менее изученным в отечественной литературе является вопрос об образовании в России монополий высшего типа – трестов и концернов. Если П.И. Лященко в 40-е гг. XX в. писал о создании в стране в основном синдикатов в дооктябрьский период и "синдицировании" промышленности, то в последней трети XX в. опубликованы материалы об образовании трестов и концернов в годы Первой мировой войны. А коллектив авторов под руководством академика В.А. Федорова вслед за отечественным историком К.Н. Тарновским считают, что характерной чертой предвоенных лет стало появление в России 1909–1913 гг. трестов и концернов. Причем образовывались в те годы монополии, предприятия которых осуществляли добычу сырья, производство продукции и ее сбыт. В России получили распространение тресты, возникшие не путем слияния отдельных предприятий в одно, а объединения на основе общего финансирования входящих в них предприятий, при сохранении формальной их самостоятельности, что также свидетельствовало о незрелости рыночной экономики в стране.

Накануне и в годы Первой мировой войны начали создаваться и концерны. Образование трестов наблюдалось в самых молодых отраслях – нефтедобыче и нефтепереработке. Еще в конце XIX в. там действовало товарищество "Братья Нобель", которое занималось добычей нефти, ее переработкой, транспортировкой и продажей нефтепродуктов. Перечень операций, проводимых товариществом, свидетельствует, что по сути это был первый в России трест. В 1905 г. он объединился с обществом "Мазут", и сообща они монополизировали 77% торговли нефтепродуктами, в том числе и на мировом рынке. В конкуренцию с ними вступила "Русская генеральная нефтяная корпорация", созданная при непосредственном участии Русско-Азиатского банка и Международного коммерческого банка с правлением в Лондоне. До августа 1914 г. им удалось охватить добычу лишь 27% нефти в России.

Коммерческие интересы фирмы "Братья Нобель" совпали с интересами изобретателя дизельных моторов Р. Дизеля. Он был в курсе, что "Братья Нобель" в конце XIX в. располагали значительным капиталом и занимались не только добычей нефти, но и переработкой и сбытом керосина и мазута.

Эта фирма была не только заинтересована в прорыве на европейский рынок, она налаживала в России производство дизелей на входившем в их объединение машиностроительном заводе "Людвиг Нобель" в Петербурге.

Р. Дизель не смог организовать в Германии широкого производства двигателей внутреннего сгорания, так как эта страна не обладала собственными запасами нефти. Поэтому изобретатель и начинающий предприниматель договорился в феврале 1898 г. в Берлине с фирмой "Братья Нобель" о создании общества "Русский дизель" в Нюрнберге. Производственные мощности завода "Людвиг Нобель" были небольшими, и за 1900–1913 гг. предприятие выпустило лишь около 600 дизелей. Имея патент на производство дизелей по соглашению с Р. Дизелем, "Братья Нобель" продали лицензию на дизелестроение в 1903 г. Коломенскому машиностроительному заводу, в 1907 г. – Рижскому чугунолитейному и машиностроительному заводу, в 1909 г. – Николаевскому судостроительному, в 1911 г. – обществу Сормовских заводов. Велись переговоры о создании треста для поставок казне дизель-моторов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Бахрушин Александр Алексеевич
(1824 - 1916) Семейство Бахрушиных было одним из самых уважаемых в купеческой Москве. Их называли "профессиональными благотворителями". В 1915 году Александр Алексеевич продал городу Москве земельное владение в Серпуховской ча ...

Одежда и украшения.
Одежда, которую носили индийцы в древности, начиная с ведийской эпохи, мало отличается он от современной. Подобно большинству древних народов, обитавших в странах с жарким климатом, индийцы обычно носили полотнища ткани, перекинутые через ...

Корректировка курса
Новая интерпретация советской общности И.В. Сталина изображала ее как результат развития лучших черт советских наций и, прежде всего, русского народа. Субстратом ее культуры в значительной степени также выступала русская культура. Первые ...