Правление бана Куэна-Хедервари и наступление реакции (1883–1903 гг.)
Страница 1

Материалы » Хорваты и сербы в составе монархии Габсбургов в Новое время » Правление бана Куэна-Хедервари и наступление реакции (1883–1903 гг.)

Славонский помещик, граф Кароль Куэн-Хедервари (1849–1918 гг.) вошел в историю Хорватии как проводник политики «твердой руки». Он был одним из самых влиятельных членов либеральной партии венгерского премьера Тисы, боровшейся за сильное и единое венгерское государство в рамках Габсбургской империи. Его пребывание на посту бана Хорватии – 1883–1903 гг. – характеризуется свертыванием национальных политических институтов, строгим следованием указаниям венгерского центра, усилением авторитаризма. C 1883 г. по 1887 г. он провел ряд законов, позволяющих ему полностью контролировать политическую ситуацию в Хорватии. Прежде всего, это закон о реорганизации судопроизводства, делавший судей зависимыми от правительства. Были ужесточены требования к цензуре, что позволило закрыть большую часть оппозиционной прессы. Новый избирательный закон настолько повысил избирательный ценз, что теперь только 2% населения имели право голоса.

Двадцатилетний период правления бана Куэна-Хедервари пришелся между тем на новый виток модернизации в Австро-Венгрии. Наблюдаются и серьезные изменения в социально-экономической жизни Хорватии и Славонии. Медленно, но уменьшается процент сельскохозяйственного населения (с 85% до 74%), обусловленный оттоком крестьян в город, продажей наделов. Этот процесс разорения, обезземеливания одних крестьян и сосредоточения больших массивов в руках «крепких хозяев» свидетельствовал о развитии сельского хозяйства по пути укрупнения хозяйств и появления института наемных сельскохозяйственных рабочих. Меняется специализация сельского хозяйства, производство зерновых сочетается с чрезвычайно выгодным разведением скота, широким распространением племенного скотоводства. Медленно, но внедряются новые орудия производства в сельском хозяйстве, от экстенсивных методов начинается переход к интенсификации сельского хозяйства. Этот процесс требовал инвестиций, получить которые от венгерского центра не удавалось. До некоторой степени задача решалась за счет создающихся в крае банков. Абсолютное большинство из них были национальными, хорватскими и сербскими. Их число достигло к концу века 60.

Меняется и социальная структура населения. Уменьшение процента сельскохозяйственного населения сочеталась с ростом городского населения, служащих, и, наконец, с появлением рабочих. Они были весьма немногочисленны (около 20 тысяч), но наблюдалась тенденция к росту и даже их профессиональной и партийной организации. Так, в 1894 году была создана Социал-демократическая партия Хорватии и Славонии. Программа партии строилась на основе Эрфуртской программы и не включала требований решения национального вопроса.

Не все разорившиеся крестьяне устремлялись в город, к концу века наблюдается массовая эмиграция в США, Австралию, Канаду и Латинскую Америку. Всего выехало с территории хорватских земель (включая и Далмацию) около полумиллиона человек, что составило около 17% совокупного населения. Происходит и внутренняя миграция, как в рамках венгерского королевства, так и по всей территории Австро-Венгрии. Формируются кадры национальной интеллигенции, чиновничества, служащих различного ранга, профессиональных военных. Медленно идет рост и среднего класса, основы гражданского общества. Повышается и уровень грамотности населения, составивший к началу века уже 77%. Меняется и быт хорватского населения. Появляются атрибуты нового времени – газовое и электрическое освещение, водопровод, телефон. Строительство железных дорог, развитие средств связи коммуникации быстро привносит распространенные в империи нормы обыденной городской и сельской жизни. Постепенно унифицируется городской костюм, в соответствии с общеевропейским стандартом. До конца века национальная одежда сохраняется уже только на селе, особенно в окраинных районах бывшей Военной Границы и Загорья. Национальное платье, покрой рубашки, длина юбки, форма плетеных кожаных сандалий были различными в разных районах Хорватии, Славонии и Далмации. По народной одежде можно было проследить, как постепенно с севера к югу меняется среднеевропейское влияние на турецкое в костюме, украшениях, обычаях. Национальная разорванность, разделенность, выражающаяся даже в костюме, постепенно утрачивалась с ростом тенденции к унификации нации, ее языка, культуры. В условиях общности языка остается один наиболее явный критерий межнациональных различий – конфессиональный. В первую очередь это касается отношений православных и католиков, особенно на территории Славонии и бывшей Военной Границы. В историографии существует мнение, что для этого времени уже можно говорить о том, что большинство православных Триединого королевства самоопределялись как сербы, а католиков как хорваты. Вместе с тем до сих пор нет ясности в вопросе о так называемых сербах-католиках и хорватах-православных. Процесс конфессионального противостоянии связан с целым рядом причин. Прежде всего, он идет на фоне консолидации хорватской и сербской нации, активной национальной пропаганды. Кроме того, ряд энциклик римского папы был направлен на непримиримое отношение к инославным. В свою очередь православные иерархи усилили антикатолическую пропаганду и выразили озабоченность распространению униатства в контактных зонах. Все больше спорных моментов при поступлении представителей различных конфессий на службу, в школы, при заключении смешанных браков. Вопрос этот принимает политическую окраску в дебатах в Хорватском саборе, где сербские депутаты, начиная с 1867 года, поднимают вопрос об автономии не только церковно-школьной, но и административной в районах компактного проживания сербов. Лишь в 1881 г. Хорватский сабор согласился на признание самостоятельного принятия решений в сфере образования и культуры на территория Славонии, Лики и других населенных сербами районах.

Страницы: 1 2 3

XIV съезд профсоюзов СССР
К XIV съезду марта 1968 года советские профсоюзы пришли сплочёнными вокруг Коммунистической партии. Ещё выше возросла роль профсоюзов на новом этапе коммунистического строительства. Благодаря партии усилилось их влияние на все стороны жиз ...

ГУЛАГ как проявление сталинщины.
Посвящаю всем, кому не хватило жизни об этом рассказать. И да простят они мне, что я не всё увидел, не всё вспомнил, не обо всём догадался. А. Солженицын Идея использования заключенных на строительстве народно-хозяйственных объек ...

Формирование культа личности Сталина
Немалую роль в утверждении административно-командной системы сыграло теоретическое обоснование политическим руководством страны курса на форсированный переход к социализму, требующий жесткой централизации. Конкретным выражением всех качес ...