Земство

В

1864 г. началось создание земских учреждений. Это означало возрождение древнего земства с его идеей народного представительства и независимыми от центральной власти органами самоуправления. Такие учреждения появились по «Положению о губернских и уездных земских учреждениях».

О

днако в 1890 году была проведена земская контрреформа – по но новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» земство было преобразовано. Дворянство получило возможность избирать большую часть выборных земских деятелей – гласных (около 57%). Имущественный ценз (минимальный уровень доходов, дающий право представителю того или иного сословия участвовать в деятельности земских учреждений) понижался для дворян и повышался для городского населения.

З

емледельческая курия теперь становилась только дворянской, в эту курию отныне не могли избираться представители крупной буржуазии. Для дворян баллотировавшихся в Земледельческую курию, понижался до 1–1,5 тыс. рублей в губернских городах и до 300 рублей в уездах, а число гласных увеличивалось пропорционально уменьшению представительства остальных курий. Для городской курии существенно увеличился имущественный ценз, представительство буржуазии в земских учреждениях сокращалось в среднем на ¼ часть. Крестьянская курия избирала представителей в земские гласные, из их числа уездный съезд земских начальников представлял список депутатов, который утверждал губернатор.

К

рестьяне вообще потеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор из среды крестьянских выборщиков – лиц, уполномоченных крестьянскими обществами участвовать в выборах.

В

новь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставило земские учреждения под жёсткий контроль государства. Фактически это перечёркивало главную идею земства – независимость от органов государственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления. Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность участия в работе земских органов «случайных» (нежелательных для режима) людей, увеличить представительство дворян – опоры трона и в конечном итоге сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти.

П

роекты (Положения о земских участковых начальниках и земской контрреформы) разрабатывались в Министерстве внутренних дел, т. е. фактически самим Пазухиным, занимавшим с 1885 г. должность правителя канцелярии Министерства. Таким образом, проект реформы крестьянского управления (т. е. Положения о земских участковых начальниках), внесенный для обсуждения в Государственный совет 23 февраля 1887 г. главой Министерства внутренних дел Д. А. Толстым, предусматривал передачу всей власти в деревне в руки поместного дворянства. Проект нового Земского положения, внесенный в Государственный совет 8 января 1888 г., фактически предусматривал ликвидацию земства. Оно лишалось своих рабочих органов — управ и полностью подчинялось администрации в лице губернатора и министра внутренних дел; всем крупным земельным собственникам предоставлялись права гласных.

Трансформация власти и утверждение самодержавного правления. Результаты реформ и причины падения Избранной рады
Реформы Избранной рады сыграли положительную роль в укреплении централизованного государства, но не завершили этот процесс. Еще оставались пережитки феодальной раздробленности в виде самостоятельного сильного удела - Старицкого княжества ...

Военные реформы правительства Ивана IV Грозного
Ядром укомплектования русского войска в XV в. оставался великокняжеский двор, состоявший из мелких служилых людей (бояр и "детей боярских"). С течением времени великокняжеский двор значительно увеличился и превратился в великокн ...

Транспорт, торговля, финансы
Развитие внутренней торговли в России сдерживалось состоянием транспорта. Основными видами его были речной (сплавом или бурлаками вверх по реке) и гужевой. Но по реке товары можно было перевозить только летом, а сухим путем — преимуществе ...