ЗаключениеСтраница 2
Решив насаждать рыночную экономику, но при этом сохранить механизмы госрегулирования, режим не смог управиться с возникающими диспропорциями. Каждый год на рынок выходят 800 тысяч молодых людей, которых нужно как-то трудоустроить. Социально-экономические проблемы усугубляются. Страна становится все более и более открытой, поощряется учеба за рубежом, снят запрет на использование Интернета. Открытый доступ к информации дает возможность сравнивать ситуацию в Иране с положением в других странах и с тем, что Иран представлял собой до революции (что раньше, безусловно, было закрытой темой). Это сравнение бывает не в пользу того, что происходит сейчас.
Топчутся на месте политические реформы. Два главных политических лагеря, которые условно можно назвать реформаторским и консервативным, примерно равны по силам. Двигаться дальше в рамках конституционного поля, как это ставит своей задачей нынешний президент, не получается. Чтобы идти дальше к демократии, нужно вносить изменения в конституцию, которая дает исламским структурам, рахбару (духовному лидеру страны Али Хаменеи) гораздо больше власти, чем республиканскому блоку и президенту. Духовенство тоже расколото - часть его выступает за то, чтобы отказаться от этой избыточной власти (ведь тем самым оно вынуждено отвечать за экономические просчеты). В общем, недовольство режимом значительно, поэтому внешнее давление и финансовая помощь оппозиции действительно могут его расшатать.
Во-первых, это неореформаторы, недовольные Хатами из-за того, что тот не идет на открытое противостояние с исламским руководством. Но он и не может пойти, поскольку сам имеет духовное звание. Во-вторых, это либеральная партия, основанная первым постреволюционным премьером Мехди Базарганом, члены которой занимают многие влиятельные посты. Базарган в свое время признал неправильным преобладание принципа "велайят-е факих" (неограниченность духовной и светской власти высшего духовного лица). И, конечно, это студенчество, особенно радикальное крыло организации "Бюро по укреплению единства", которое стоит за продвижение к светскому государству.
Американский конгресс уже выделил огромные суммы на поддержку оппозиции - и внутри страны, и вне ее. Речь идет о десятках миллионов долларов. И ладно бы речь шла только о смене режима - в результате усиления отдельных группировок страна может просто рассыпаться. Так, США поддерживают базирующиеся вне страны азербайджанские организации, которые явно будут более заинтересованы в расчленении Ирана, чем в изменении характера центрального правительства. То же самое касается курдских партий. Для Америки важно просчитать, что для нее в конце концов выгоднее: расчленить эту страну или сохранить ее.
Внутри страны среди ученых и отставных министров достаточно лиц, которые могли бы возглавить реформаторское движение. Это, например, теологи-реформаторы Мохсен Армин (председатель фракции "Фронт соучастия" в меджлисе) и Мохсен Кадивар (ведущий теоретик реформистского движения ислама, выступающий за отделение церкви от государства).
За пределами страны в первую очередь выделяют сына шаха. Но иранское общество вряд ли примет его в качестве лидера нации. Так же, впрочем, как и руководителей Организации моджахедов иранского народа (оппозиционная структура, покровительство которой оказывал Саддам Хусейн), на которых Америка делает ставку. У них руки в крови, рассчитывать им не на что. Скорее такого перспективного зарубежного лидера нужно искать среди родственников бывших иранских премьеров Базаргана и Мохаммеда Моссадыка (националистически настроенного реформатора, свергнутого ЦРУ и британской разведкой в 1953-м). В памяти населения оба остаются харизматическими фигурами, у обоих живы племянники, которые руководят различными оппозиционными группами.
Сохранить самобытную государственность хотя бы в урезанном виде, нужно чем-то пожертвовать. Даже бывший президент Рафсанджани сказал, что если ни Хатами, ни рахбар не могут наладить отношений с США, то следует провести референдум на тему, нужно ли восстанавливать связи с Америкой. А ведь Рафсанджани - один из силовых центров, он возглавляет Совет по целесообразности, а его Партия служителей созидания - это ядро высшей технократии.
Опыт
производственного кооперирования в дореволюционной России
Общинные традиции коллективизма привязывались социалистически настроенными деятелями только к производительным формам – промысловым и земледельческим артелям. Однако последних до революции было немного. А те, что появлялись, оказывались н ...
Нашествие Наполеона на Россию в работах современных историков (1990–2004
гг.)
С 1985 года с началом перемен в стране наметилось сперва малозаметное, а затем ускорившееся ослабление и постепенное упразднение единственно дозволенной идеологии. В связи с этим происходит заметное увеличение с конца 80-х гг. выпуска пер ...
Монеты СССР
В октябре 1922 г. было принято решение о выпуске золотых червонцев в виде монет. Разработку проводил Петроградский монетный двор по поручению валютного управления Наркома финансов РСФСР. Автором рисунков стал главный модельер Монетного дв ...