Заключение
Страница 2

Решив насаждать рыночную экономику, но при этом сохранить механизмы госрегулирования, режим не смог управиться с возникающими диспропорциями. Каждый год на рынок выходят 800 тысяч молодых людей, которых нужно как-то трудоустроить. Социально-экономические проблемы усугубляются. Страна становится все более и более открытой, поощряется учеба за рубежом, снят запрет на использование Интернета. Открытый доступ к информации дает возможность сравнивать ситуацию в Иране с положением в других странах и с тем, что Иран представлял собой до революции (что раньше, безусловно, было закрытой темой). Это сравнение бывает не в пользу того, что происходит сейчас.

Топчутся на месте политические реформы. Два главных политических лагеря, которые условно можно назвать реформаторским и консервативным, примерно равны по силам. Двигаться дальше в рамках конституционного поля, как это ставит своей задачей нынешний президент, не получается. Чтобы идти дальше к демократии, нужно вносить изменения в конституцию, которая дает исламским структурам, рахбару (духовному лидеру страны Али Хаменеи) гораздо больше власти, чем республиканскому блоку и президенту. Духовенство тоже расколото - часть его выступает за то, чтобы отказаться от этой избыточной власти (ведь тем самым оно вынуждено отвечать за экономические просчеты). В общем, недовольство режимом значительно, поэтому внешнее давление и финансовая помощь оппозиции действительно могут его расшатать.

Во-первых, это неореформаторы, недовольные Хатами из-за того, что тот не идет на открытое противостояние с исламским руководством. Но он и не может пойти, поскольку сам имеет духовное звание. Во-вторых, это либеральная партия, основанная первым постреволюционным премьером Мехди Базарганом, члены которой занимают многие влиятельные посты. Базарган в свое время признал неправильным преобладание принципа "велайят-е факих" (неограниченность духовной и светской власти высшего духовного лица). И, конечно, это студенчество, особенно радикальное крыло организации "Бюро по укреплению единства", которое стоит за продвижение к светскому государству.

Американский конгресс уже выделил огромные суммы на поддержку оппозиции - и внутри страны, и вне ее. Речь идет о десятках миллионов долларов. И ладно бы речь шла только о смене режима - в результате усиления отдельных группировок страна может просто рассыпаться. Так, США поддерживают базирующиеся вне страны азербайджанские организации, которые явно будут более заинтересованы в расчленении Ирана, чем в изменении характера центрального правительства. То же самое касается курдских партий. Для Америки важно просчитать, что для нее в конце концов выгоднее: расчленить эту страну или сохранить ее.

Внутри страны среди ученых и отставных министров достаточно лиц, которые могли бы возглавить реформаторское движение. Это, например, теологи-реформаторы Мохсен Армин (председатель фракции "Фронт соучастия" в меджлисе) и Мохсен Кадивар (ведущий теоретик реформистского движения ислама, выступающий за отделение церкви от государства).

За пределами страны в первую очередь выделяют сына шаха. Но иранское общество вряд ли примет его в качестве лидера нации. Так же, впрочем, как и руководителей Организации моджахедов иранского народа (оппозиционная структура, покровительство которой оказывал Саддам Хусейн), на которых Америка делает ставку. У них руки в крови, рассчитывать им не на что. Скорее такого перспективного зарубежного лидера нужно искать среди родственников бывших иранских премьеров Базаргана и Мохаммеда Моссадыка (националистически настроенного реформатора, свергнутого ЦРУ и британской разведкой в 1953-м). В памяти населения оба остаются харизматическими фигурами, у обоих живы племянники, которые руководят различными оппозиционными группами.

Сохранить самобытную государственность хотя бы в урезанном виде, нужно чем-то пожертвовать. Даже бывший президент Рафсанджани сказал, что если ни Хатами, ни рахбар не могут наладить отношений с США, то следует провести референдум на тему, нужно ли восстанавливать связи с Америкой. А ведь Рафсанджани - один из силовых центров, он возглавляет Совет по целесообразности, а его Партия служителей созидания - это ядро высшей технократии.

Страницы: 1 2 3

Изучение истории Белоруссии в довоенный период
Перед историками республики со всей остротой встала задача, изучив большое количество новых документальных источников, пересмотреть многие положения дореволюционных историков по истории Белоруссии, разоблачить, отбросить концепцию белорус ...

Английские, французские и германские интересы в Турции
С началом войны 1914 г. обе воюющие коалиции развили сложную и направленную друг против друга дипломатическую деятельность. Министерства иностранных дел ревностно следили за позицией нейтральных государств. В Оттоманской империи первонач ...

Исследования историков Наполеоновского нашествия. Обсуждение дискуссионных проблем
На историографию войны 1812 года второй половины 40-50-х годов определенный отпечаток наложило письмо И.В.Сталина военному историку Е.А. Разину. Его публикация была вызвана следующим обстоятельством. 30 января 1946 г. профессор, полковник ...