Период оккупации
Страница 3

Тяжелое положение немецкого населения заставило западную администрацию отказаться от широкомасштабного изъятия товаров и демонтажа оборудования в счет репараций, а также гарантировать получение немецкими рабочими заработной платы, независимо от остановки производства. Важным обстоятельством оказалось и то, что приток бесплатных немецких промышленных товаров фактически являлся демпинговым для «перегретой» американской экономики. Поэтому из западных зон вывозилось преимущественно СЬ1Рье, а также специальное оборудование научных лабораторий технических центров.

Оккупационные власти западных зон первоначально не имели четкого плана экономических мероприятий. Во всех трех зонах осуществлялись меры по конфискации имущества военных и нацистских преступников. Но подготовленные проекты национализации или формирования каких-либо централизованных управленческих структур в рамках той или иной зоны так и не были реализованы. К тому же сохранение «черного рынка» было выгодно для имевших прекрасное снабжение солдат и офицеров американского контингента.

Разный подход оккупационных властей к осуществлению стабилизационных мероприятий проявился в ходе Парижской сессии СМИД в мае 1946 г., где не были выработаны ни общие принципы заключения мирного договора с Германией, ни единые планы проведения экономических преобразований. Вскоре были сделаны и первые шаги к расколу оккупированной страны. Поводом стало усиление спекулятивного товарообмена между зонами, в ходе которого жители западных земель, стабильно получающие заработную плату и пособия, закупали в советской зоне более дешевые товары и продовольствие. С согласия администрации всех четырех зон 30 июня 1946 г. на границе между советской и западными зонами был введен режим строгого контроля за движением людей и товаров.

С лета 1946 г. ситуация в Германии стала быстро обостряться. В июле государственный департамент США объявил о намерении объединить американскую и британскую оккупационные зоны для обеспечения эффективности административного управления. Соглашение об образовании «экономической объединенной области» (Бизоний) было подписано в декабре 1946 г. В рамках объединенных оккупационных зон начала проводиться более скоординированная политика, направленная на восстановление экономической инфраструктуры, потребительского рынка, сбалансированного рынка труда. Значительную роль в этом процессе играли уже немецкие административные органы, в том числе Экономический Совет, а в его составе — Управление экономикой под руководством Л. Эрхарда. Все эти меры предпринимались без координации со СВАГ.

Разную направленность приобрели и политические изменения в восточных и западных землях Германии. Первоначально этот процесс происходил в русле Потсдамских соглашений. Последовала ликвидация НСДАП и ее «дочерних» организаций, германских вооруженных сил, офицерского корпуса, полувоенных организаций. К участию в политической деятельности и замещению гражданских должностей допускались лишь лица, «способные по своим политическим и моральным качествам помочь развитию демократических учреждений в Германии». В соответствии с принципами гражданского, расового, национального равноправия была реорганизована судебная система. В ноябре 1945 — октябре 1946 г. происходила работа Международного трибунала в Нюрнберге, в ходе которого к ответственности были привлечены нацистские и военные преступники. Создавалась система местных немецких комиссий по денацификации (шпрухкаммер), которые вместе с трибуналами союзников определяли степень виновности подозреваемых. Всего было выделено пять категорий таких дел («главных виновников», «обремененных виной», «менее обремененных», «попутчиков» и «незатронутых»). Уголовное наказание предполагалось преимущественно для первой категории, поэтому 95 % обвиняемых были оправданы или лишь частично поражены в правах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Введение.
В условиях современной России происходит либерализация общественной жизни. Идёт процесс становления новой российской государственности, напряжённый поиск наиболее приемлемых и эффективных путей развития. В связи с этим отечественными иссл ...

Образование в России до XVIII в
Учить на Руси стали при Владимире Святом. В ХI в. Ярослав Мудрый повелел создавать школы для мальчиков «из лучших людей» и поповичей. На Руси за короткий срок была сформирована образовательная система с достаточно сложным содержанием. Осн ...

Роль СССР в послевоенном устройстве мира
Одним из важных вопросов международной политики стал вопрос о послевоенном устройстве мира. В 1946 г. по нему разгорелись острые дискуссии между бывшими союзниками. В странах Восточной Европы, оккупированных советскими войсками, складывал ...