Государство и промышленность
Страница 2

Материалы » Мануфактурный период России » Государство и промышленность

Государство в это время управляло не только казенные и посессионными, но и всеми остальными мануфактурами. Оно давало предприятиям государственные "наряды", даже его продукция не предназначалась для казны; а если мануфактурист не справлялся с этими производственными заданиями, отбирало у него мануфактуру и передавало другому "завододержателю". Само это слово "завододержатель" показывает, частная собственность на промышленное предприятие не признавалась.

Решающую роль в хозяйстве стала играть бюрократическая верхушка,

которую Ключевский охарактеризовал, как «лишенную всякого социального облика кучу физических лиц разнообразного происхождения, объединенных только чинопроизводством".

Но административная регламентация не могла заменить рынка. Она делала невозможной конкуренцию, а тем самым — и совершенствование производства. Предприниматель был заинтересован в том, чтобы получить выгодный казенный заказ, монополию на производство определенной продукции, высокую указную цену на свои изделия, получить от государства землю, лес, а также разного рода привилегии. В этой ситуации не было необходимости в совершенствовании производства, достаточно было иметь связи в правительстве и уметь подкупать чиновников. Это вело к появлению мануфактур, которые числились только на бумаге. В первую очередь административная регламентация действовала на казенных предприятиях, которые уже к концу царствования Петра пришли в такой упадок, что пришлось спешно передавать их в частную собственность.

После смерти Петра I начался длительный застой мануфактурной промышленности, который сменился новым подъемом лишь при Екатерине II, Екатерина писала: "Никаких дел, касающихся до торговли и фабрик, не можно завести принуждением, а дешевизна родится только от великого числа продавцов и вольного умножения товара". Она издала ряд законов, ограничивающих государственную регламентацию. Было запрещено покупать к мануфактурам крепостных, а следовательно, основывать новые посессионные предприятия. Если прежде мануфактуры могли учреждать только по специальному государственному разрешению, то теперь этого не требовалось.

Были приняты меры для расширения "среднего сословия", городского торгово-промышленного населения. По экономическим учебникам Екатерины это среднее сословие должно было стать основой процветания хозяйства. Екатерина писала одной из своих заграничных корреспонденток: "Еще раз, мадам, обещаю вам третье сословие ввести; но как же трудно его будет создать".

Правда, полностью одолеть административную систему Екатерина не могла. Остались ранее учрежденные казенные и посессионные предприятия. Развитие металлургической, шерстяной и некоторых других отраслей по-прежнему определялось казенной регламентацией, но в целом развитие производства ускорилось Число мануфактур за царствование Екатерины выросло с 980 до 3200, а экспорт — с 13 до 57 млн. руб.

Страницы: 1 2 

Делопроизводство в учреждениях России XIX – начала XX в.
В начале XIX в. в результате административных реформ Александра I система государственных учреждений России изменилась. Высшими государственными учреждениями стали Сенат, Комитет Министров, Государственный совет. Делопроизводство в них в ...

Частное предпринимательство в промышленности и торгово-заготовительной сфере экономики Восточной Сибири (1921-1926 гг.)
Отмена в России крепостного права в 1861 году стала важным событием в истории предпринимательства, развивается новая экономическая формация - капитализм, втягивающий в мировое товарное обращение окраины России, распространению наемного тр ...

Особенности процесса расслоения и социальной стратификации. Характер и механизм дифференциации в казахском ауле
Сложившаяся в эпоху позднего средневековия организация системы власти у казахов явилось закономерным результатом длительного исторического развития и взаимодействия сложных социально-экономических и протестарно-политических процессов в ср ...