Немецкая реформация от Нюрнбергского мира 1532 года до настоящего времениСтраница 3
Немецкие протестантские князья устроили против императора заговор, одной из побудительных причин которого объявили интересы свободы религии. В 1552 году они в союзе с Францией напали на императора и разбили его войска. Карл V бежал в Штирию, поручив вести переговоры своему брату Фердинанду, который в 1553 году в Пассау заключил мир, которым давалась полная свобода в религиозных делах.
Поздней осенью 1555 года на Аугсбургском сейме мир, заключенный в Пассау, был утвержден. Это был, наконец, настоящий религиозный мир, принявший за принцип то, что с 1532 года все еще считалось только уступкой, которую всегда можно отменить. На сейме было постановлено, что запрещается притеснять кого-либо из-за Аугсбургского исповедания, что все религиозные распри должны приводиться к мирному решению лишь миролюбивыми средствами. Это постановление не распространилось, однако, на новые исповедания, не принадлежащие к Аугсбургскому исповеданию,— цвинглинство и кальвинизм, которые к тому времени были уже довольно широко распространены.
Однако и в этом мире были темные стороны. Им была обеспечена не свобода совести вообще, а свобода отдельных правительств избирать для своих подчиненных то или другое вероисповедание. Протестанты опасались, что, если такой принцип будет строго проводиться в жизнь, то католические князья могут притеснять своих подданных — протестантов. В предупреждение этого они внесли дополнительную декларацию, предусматривающую свободу веры и для них. Таким образом Аугсбургский мир допустил совместное существование двух Церквей на законном основании и тем самым разрушил средневековый церковный порядок.
Так реформация приобрела общеевропейское значение. Единство западноевропейского мира было уже разрушено. Было уничтожено и морально-политическое единство Западной Европы. Протестантизм содействовал выявлению и осознанию государственной самостоятельности и через это уяснение прав государства, как такового, но, к сожалению, эта индивидуалистическая тенденция, как считает профессор М. Зызыкин, заглушила идею солидарности государств, снова воскресшую в новейшем протестантизме, особенно в так называемом практическом христианстве.
Аугсбургский религиозный мир 1555 года узаконил, наконец, существование немецкого лютеранства, но прочного мира он все-таки не принес, став, в свою очередь, источником почти стольких же новых несогласий, сколько уладил старых. В это время в Германии все важнейшие политические вопросы отошли на задний план: споры о смысле Аугсбургского религиозного мира заполняли все время ее государственных деятелей.
Мир 1555 года не мог быть окончательным миром. Он заключал много неясных сомнительных пунктов, но будь их даже гораздо меньше, все равно с обеих сторон недоставало того миролюбия, без которого не может восторжествовать ни одно дело. Как уже говорилось, по смыслу мирного договора терпимость распространялась только на последователей Аугсбургского исповедания, а не на всех последователей реформации, которых к тому времени было уже значительное количество. При этом свобода выбора дарована была князьям, а не подданным, что повлекло за собой различные столкновения.
Наконец, в то самое время, когда обе партии, католическая и протестантская, должны были свыкнуться с этим неполным миром, наступили реставрация Католической Церкви, Тридентский собор, основание ордена иезуитов, учреждение инквизиции и книжной полиции. Ни одна из партий не отрешилась от мысли перешагнуть за пределы мирного договора. Протестанты все еще надеялись на замкнутость Церкви (reservatio ecclesiastica), а католики — разорвать весь договор и произвести полную реставрацию.
Протестанты, разделившиеся на отдельные государственные Церкви и секты, конечно, не могли действовать так дружно, как реставрированная в Триденте Римско-Католическая Церковь. В 60-х и 70-х годах Германия становится ареной борьбы реформации и реставрации, Аугсбургского исповедания и законодательства Тридентского собора. До сих пор перевес был на стороне протестантизма, благодаря тому, что он с поразительным успехом овладел всей духовной жизнью народа и захватил в свои руки литературу, новое гуманистическое образование, воспитание, школу и т. п. Известнейшие представители всех отраслей науки и литературы по большей части были протестанты. Начиная с 60-х годов, Католическая Церковь стала также обращать внимание на эту сторону в своей деятельности. Среди иезуитов было немало талантливых людей. Начинается конкуренция протестантов и католиков и в этой сфере.
Социально-экономические и политические мероприятия советской
власти (ноябрь 1917-лето 1918 гг.)
Первоначальными задачами большевиков после Октябрьской революции в Петрограде стало укрепление собственной власти и разрушение прежних общественных структур. В преддверии близкой, как им казалось, мировой революции свои надежды они связыв ...
Административное устройство Левобережья, Слобожанщины и Запорожья
В
первой половине XVIII в. Левобережная и Слободская Украина сохраняла административное устройство, сложившееся ранее — деление на полки и сотни. Существовало казацкое войско, действовали судебная система, городское управление. Однако в с ...
Внутренняя политика колониальных властей и освободительное движение в
начала ХХ в. Революционный подъем 1905-1906гг
После выхода в 1898 г. из тюрьмы Тилак снова стал редактором «Кесари». В Махараштре оживилась деятельность левого крыла националистов. Полиции не удалось полностью разгромить полулегальные спортивные и молодежные организации, в которых на ...