Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»: дискуссии вокруг русской святыни. История обретения иконы
Страница 2

Материалы » Крестный ход Курской губернии в освещении отечественной исторической науки и культуре » Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»: дискуссии вокруг русской святыни. История обретения иконы

Город Курск, бывший в запустении после разорения полчищами Батыя, был восстановлен в 1597 году повелением московского царя Феодора Иоанновича. Благочестивый царь, слышавший много рассказов о чудесах иконы, выразил желание увидеть ее, и она была доставлена в Москву. Царь встретил ее сам с патриархом Иовом, со всем священным собором, ближними боярами и войском и по совершении пред ней молебного пения приказал сделать на верхней части иконы изображение Господа Саваофа с исходящим из недр Его Святым Духом, на остальных же сторонах – изображения ветхозаветных пророков в различных одеждах, по различию происхождения и звания, со свитками в руках. Лики пророков обращены к изображению Богородицы, имеющей в недрах своих Эммануила. На правой стороне иконы изображен царь и пророк Соломон; в правой руке его свиток с изречением: «Премудрость создала себе дом», а за ним книзу следует пророк Даниил; в левой руке него свиток с изречением: «Аз видах гору каменную.» За сим – пророк Иеремия со свитком в левой руке, на котором изречение: «Се, дни грядут, глаголет Господь». Внизу – пророк Илия со свитком в обеих руках, на котором изречение: «Ревнуя о Господе». На левой стороне вверху царь и пророк Давид со свитком в левой руке, на котором изречение: «Воскресни Господи в покой твой». Ниже – пророк Моисей со свитком в обеих руках, на нем изречение: «Аз видах купину огни….» За ним – пророк Исаия со свитком в правой руке с изречением: «Се дева во чреве приимет.» За сим – пророкГедеон со свитком в левой руке, на котором изречение: «Сни де яко дождь на руно». На нижней части иконы изображен пророк Аввакум со свитком в обеих руках, содержащим изречение: «Бог от юга приидет.» Изображение именно этих пророков имеет прямое отношение к изображению Пресвятой Богородицы, которое называется «Знамением.» На иконе изображено зачатие Сына Божия, Эммануила, во чреве Пресвятой Девы Богородицы; а это величайшее чудо, по пророчеству св. Исаии, было знамением царскому дому Давида, что он не прекратится до воплощения Сына Божия. Но о том же чуде воплощения Сына Божия предвозвестили и другие ветхозаветные пророки; поэтому изображения и этих пророков со свитками, в которых содержатся их пророческие изречения, также помещены на иконе «Знамения» Пресвятой Богородицы как их общее согласное свидетельство об истинности чудесного знамения, данного Богом чрез пророка Исаию. Изображение Богородицы, Господа Саваофа и пророков по царскому приказанию были украшены сребропозлащенным окладом, жемчугом и драгоценными камнями. Царица Ирина Федоровна украсила святую икону богатою ризою с жемчугом, драгоценными камнями и атласною пеленою, шитою золотом. Икона затем была возвращена, и в том же году, при ближайшем содействии царя, на месте часовни был основан монастырь и воздвигнута церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Первым игуменом был Рыльский священник Георгий, в монашестве Евфимий. В том же году была построена другая церковь во имя «Живоносного Источника» под горою, у самой реки, над тем источником, который образовался при обретении иконы. Ново основанный монастырь стал называться Коренной Пустынью в память явления иконы при корне дерева.

Страницы: 1 2 

Смена политического курса. Опричнина
Реформы государственного управления 50-х годов укрепили центральную власть и подорвали политическую силу боярства. Высшей властью обладал царь, которому помогали Боярская дума и Земский собор, что ограничивало самодержавие. В 1560 году Ив ...

«Наказ» Екатерины II – обоснование политических принципов абсолютистского государства
Широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей, Екатерина II составила для этой Комиссии “Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения”. Это политико-философское произведение стало своеобразной компиляцией текстов Монтескье ( ...

Оседание княжеской дружины в областях и превращение ее в высший земский класс.
Развитие боярского и княжеского землевладения сопровождалось и весьма важными политическими последствиями в жизни Киевской Руси. Владение делами стало крепко привязывать княжеских дружинников к данной земле, и они обыкновенно стали остава ...