Введение
Страница 1

Христианство начало свой путь на земле через апостольские проповеди. Не избежала этой участи и русская земля. Древнее предание говорит нам о том, что в начальные века российской истории со своими проповедями побывал у нас святой Апостол Андрей. Это он заронил в души наших далеких предков первые искры христианства и любви к Господу Богу.

Для создания яркой и красочной картины развития христианства на Руси недостает множества документов и свидетельств. Но и по имеющимся ныне в хранилищах нашей страны и в других государств документам, мы можем составить довольно полную картину распространения Веры Христовой среди славян, в том числе и в Курском крае.

В 50-х годах IX века Святым Синодом было предложено создать ученые комиссии в основном из преподавателей семинарий для поиска и исследования документов издания на их основе очерков по истории каждой из российской епархий.

В Курской епархии началась интенсивная работа по созданию её истории. Были найдены многие документы из прошлого: рукописи женского Троицкого монастыря в Курске, диплом Преосвященнейшего Феоктиста, избрании его членом Российской Академии наук, описание жизни Святителя Иосафа, рукописи о явлении Курской Коренной чудотворной иконы Знамения Пресвятой Богородицы и многие другие.

В начале 1863 года преподаватель Курской семинарии Матвей Петрович Архангельский выразил согласие составить историю Курской епархии, что он сделал в 1856 году. К сожалению после смерти автора рукопись была утеряна. Благодаря подвижничеству многих ученых-богословов Курска и губернии до революции был накоплен и опубликован достаточно интересный материал по истории Курской епархии, освящающий самые различные стороны духовной жизни.

Именно эти источники помогли мне подготовить материал об истории великого Крестного хода в Курской губернии.

Одним из источников для создания данной работы является книга иеромонаха Леонида «Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни», в которой он описывает начало крестных ходов с чудотворной иконой «Знамения» Божией Матери из Курского Богородицкого монастыря в Коренную пустынь. Устное и письменное предание относят к 1618 году, ко времени возрождения обители и освящения новопостроенного в ней храма; причем срок пребывания иконы в пустыни увеличивался[1].

В.Н. Лысых в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери Знамения» пишет: «Нельзя изобразить, с каким живым чувством веры, с каким сердечным умилением весь народ сопровождает чудодейственный образ Богоматери. Кроме внутренней преданности к святыни, каждый старается выразить её и внешним образом.

По сему всякий бдительно заботиться или участвует в несении киота, в коем помещается святой образ, или, за множеством ревнующих о том, чтобы только коснуться его. Все предметы, употребляемые в крестном ходе, как- то: большие фонари, наполненные горящими свечами, церковные хоругви, цеховые значки…, - несутся богомольцами с теплым усердием»[2].

Со стороны гражданского начальства как указывает Т.Н. Арцыбашев в книге «Православный Курский край» предписывалось соблюдать во время крестного хода от Курска до Коренной пустыни и обратно установленный порядок, необходимый потому, что этот ход обыкновенно сопровождало несколько тысяч народа, стекавшегося для поклонения чудотворной иконе даже из отдаленных губерний, так что богомольцы, по крайней мере, занимали пятиверстное пространство. Вдоволь сказать, что подобного стечения народа нельзя было встретить не только в России, но и во всей Европе. 1860 году в этом ходе участвовало более 60 тысяч человек»[3].

Нельзя не упомянуть о прекрасном Знаменском монастыре в работе А. Г. Шпилева «Знаменский монастырь», эта обитель возникла в годы смуты в 1613 году. Монастырь, называвшийся первоначально Рождество Богородицким, был обетным, т.е. основанный курянами в знак своей благодарности божественным силам за заступничество во время осады города польскими войсками в 1612 году. Знаменский монастырь расположен в самом центре Курска – на высоком обрывистом мысу при слиянии рек Тускарь и Кур. Огромный кирпичный храм в стиле классицизма, выстроенный в 1816-1826 на месте кирпичного храма XVII в. Крестообразное в плане здание увенчано большим сферическим куполом на световом барабане, с трапезной и шестиколонными боковыми портиками. Четыре малых барабана образуют каноническое пятиглавие, над западными углами трапезной стояли парные колокольни. Приделы Александра Невского, Митрофана Воронежского, на хорах Николая Чудотворца и Тихона Задонского. Малыекупола и колокольни разобраны, перестроены под кинотеатр. В 1943 выгорел, в 1949-1956 реконструирован. В 1992 передан церкви, в 1999-2001 отремонтирован в формах, близких к первоначальным[4].

О монастыре Коренная пустынь написано в книге А. Фирсова «Коренная пустынь». Это место обретения Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» Курской Коренной. И город Курск, и знаменитая Коренская ярмарка своим существованием обязаны святыне. Монастырь основан в 1597 году по указу царя Федора Иоановича. Среди древних русских обителей одной из самых известных с давних пор была Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь. Это один из первых монастырей в курском крае. Коренная пустынь расположена на правом берегу реки Тускарь в 30 километрах от Курска по направлению на север. В темной синеве обширного коренского леса сияли золотом кресты монастырских церквей, белокаменные своды стройными уступами спускались к реке и церкви Живоносного Источника, напоминая сходы в пещеры Киево-Печерской лавры или прибрежные афонские монастыри. Не случайно было избрано это место для спасения душ человеческих. Сама Царица Небесная указала на него чудесным явлением Своего Образа на опушке глухого леса. С тех самых пор уже более семи столетий не умолкает здесь молитва.

Страницы: 1 2

Земский собор – перспектива становления сословно-представительной монархии
В памятниках XVI века термин «земский собор» не встречен. Он редко употребляется и в XVII столетии. Документы XVII века, трактующие о созыве земских соборов, чаще говорят просто «собор», «совет», «земский совет». Слово же «земский» в XVI ...

Индуизм.
В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле соц ...

Государственная эксплуатация монастырских крестьян
В гл. 1 уже говорилось об особой ценности троицкой вотчинной документации конца ХVI - ХVII в., в которой одновременно с сеньориальной рентой были зафиксированы государственные платежи монастырских крестьян. Обложение крестьян и сеньориаль ...