Конкуренция в торгово-заготовительных операциях

Одним из главных достоинств частной торговли являлось то, что цены на товары в ней были ниже, чем в государственной и кооперативной. Основным источником позволявшим частным предпринимателям Восточносибирского края, как и в целом по стране, удерживать конкурентно низкие цены являлось максимальное сокращение затрат на содержание служебного аппарата, накладные расходы и т.д. Так, расходы губторгов, райпотребсоюзов и сельских потребительских обществ СССР на эти нужды были в 2,9 раза больше, чем у сельских и городских частных предпринимателей. Особенно высокими затратами отличалась кооперативная торговля низшего звена - сельские потребительские общества (в кооперации Красноярского края наценки на товары составляли в среднем 44,2%). Частных торговцев характеризует высокая предприимчивость, умение организовать и наладить дело. Они являлись хорошими знатоками рыночной конъюнктуры. С целью привлечения покупателей частники практиковали отпуск товаров в кредит, работали круглосуточно. Частному сектору в заготовительной сфере, наряду с вышеназванными чертами, были свойственны более высокие закупочные цены. Эффективная деятельность частных предпринимателей в торгово-заготовительной сфере стимулировала работу государственных и кооперативных предприятий, играла важную роль в социально-экономическом развитии края. Вследствие многочисленных недостатков, имевшихся в государственной и кооперативной торговле, отношение к ней представителей различных социальных слоев было критичным, а к потребительской кооперации у крестьян - зачастую даже враждебным (Красноярский край, 1922-1925 гг. и др.). Одной из самых больших проблем государственной и кооперативной торговли являлись очереди и товарный дефицит. Городские и сельские жители относились к этим недостаткам наиболее болезненно. Даже дороговизна товаров воспринималась населением менее остро, чем их нехватка.

В целях повышения конкурентоспособности государственной и кооперативной торговли партийно-государственные органы использовали преимущественно административно-правовые и агитационные мероприятия, а также усиливали ее финансовую поддержку и пр. Как и в борьбе с частными производителями, против торговцев проводились административные меры, вплоть до репрессий. Однако все эти мероприятия были малоэффективны. Более того, они усугубляли положение государственной и кооперативной торговли (административное снижение цен на товары в государственной и кооперативной рознице региона усиливало товарный дефицит, спекуляцию, способствовало росту очередей) и заготовительных организаций и становились тормозом на пути социально-экономического прогресса региона.