Торговля и финансы.
Страница 1

Денежное обращение существует в Индии только со времени Будды. Нельзя с уверенностью утверждать, что чеканка монеты была занесена в Индию с Запада, однако самые ранние достоверные упоминания о чеканной монете встречаются в текстах, восходящих к периоду вскоре после основания в Иране империи Ахеменидов, которая была первой великой империей, официально чеканившей деньги. Между тем Пенджаб некоторое время находился под властью Ахеменидов. В Вавилонии и Ассирии обходились неклеймеными серебряными никелями, но ахеменидские правители заимствовали клеймение монет из Лидии и греческих городов Малой Азии, которые практиковали его в течение 100-200 лет. Если Индия не позаимствовала чеканку монеты из Ирана, то она изобрела её независимо, однако трудно поверить в совпадение, тем более что одно из древнейших индийских обозначений монеты- «карма»- иранского происхождения.

Первые индийские монеты представляли собой пластинки серебра или

меди неправильной формы, имевшие, однако, довольно точный вес. Легенды на них отсутствовали, но были клейма, значение которых окончательно не установлено. Вероятно, они представляли собой эмблемы царей, выпускавших монеты, и контрольные метки местных чиновников купцов. Регулярная чеканка монет с легендами не производилась в Индии до II н.э Помимо трёх обычных металлов в монетном деле употреблялись и другие. Некоторые реко-бактрийские цари выпускали монеты из никеля. При мелких покупках обычно расплачивались раковинами каури (варатака), которые вомногих частях индии вплоть до недавнего времени оставались основной валютой бедноты.

Представление о необходимости постоянной платёжной единицы, по-видимому, никогда глубоко не укоренялось в индуистской Индии, и монеты часто имели хождение далеко за пределами чеканивших их царств. Некоторые крупные династии, например Палы в Бенгалии, не выпускали регулярно своих денег и рассчитывали на валюту других государств. Монеты обращались намного медленнее, чем в настоящее время, и поэтому могли находиться в употреблении веками. Свободно обращались и чужеземная валюта. На северо-западе страны до завоевания его Александром ходили афинские драхмы и местные подделки под них, и в различные периоды в Индии находились в обращении монеты Ахеменидов, парфян, римлян, саланидов и мусульман. На юге найдены многочисленные клады монет Римской империи.

Нет свидетельств о существовании высоко организованного финансового механизма в виде чеков, переводных векселей и аккредитивов, но ростовщичество имело широкое распространение и в отличие от средневекового христианства и ислама не вызывало осуждение у индийских моралистов. Осуждалось лишь ростовщичество, осуществляемое брахманами. Торговые корпорации могли выступать в роли банкиров, т.е. принимать вклады и выдавать ссуды. Кроме того, царь или его местный чиновник давали крестьянам ссуды, чтобы помочь при недороде или побудить их к возделыванию пустошей и строительству оросительных сооружений. Иногда крупные храмы тоже действовали как банкиры, а на юге крестьянам при случае ссужала деньги деревенская община. Однако было много профессиональных банкиров и ростовщиков-шрештхинов (букв, «наилучший, главный») /там же, с. 234/.

Шрештхин был не только ростовщиком или банкиром, но и купцом. Во все времена вплоть до прихода европейцев денежные операции в Индии сочетались с торговлей, и большинство шрештхинов имели источники доходов помимо ростовщичества. Они выступали как руководящие члены корпораций и нередко были сказочно богаты. Хотя ремесленник часто продавал свои товары непосредственно потребителю, прибавочный продукт крестьян в значительной степени попадал в руки посредников и по меньшей мере со времени Будды существовал слой крупных купцов, отличавшихся от мелких торговцев и коробейников. Термин «шрештхин», по всей вероятности, иногда бывал почётным титулом, который носили только богатые и влиятельные купцы. В буддийском каноне говорится о выдающихся шрештхинах, пользовавшиеся уважением царей и принимавших участие в царских советах. При Гуптах главный банкир, или шрештхин, был иногда членом местного совета, помогавшего окружному чиновнику.

Судя по ранней литературе и эпиграфике, шрени, или корпорации, были в основном организациями производителей, существовали также объединения, или компании, торговцев. Подобные купеческие корпорации приобретали большое значение в средневековом Декане и имели отделения во многих городах. Такой компанией была «Вираваланджшар», что в вольном переводе означает «компания достойных торговцев». Она имела членов в каждом значительном городе и управлялась центральным советом, находившимся в Айхоле, в Майсуре.

Страницы: 1 2

Трансформация власти и утверждение самодержавного правления. Результаты реформ и причины падения Избранной рады
Реформы Избранной рады сыграли положительную роль в укреплении централизованного государства, но не завершили этот процесс. Еще оставались пережитки феодальной раздробленности в виде самостоятельного сильного удела - Старицкого княжества ...

Синкретизм верований.
Помимо вышеуказанной внутренней слабости язычества успехам христианства много содействовали и некоторые конкретные данные, которые были присущи как самому христианству, так и славянскому язычеству. С одной стороны, у восточных славян было ...

Восстание 1863 г. и его значение
Осенью 1861 г. на базе революционных кружков в Варшаве был создан городской комитет, переименованный потом в «Центральный национальный комитет» — руководящий центр партии «красных». Центральный национальный комитет и своей программе выдв ...