Историография истории России в конце 60 – первой половине 80-х годов ХХ в.
Страница 3

Материалы » Историография истории России в конце 60 – первой половине 80-х годов ХХ в.

Параллельно возрождению сталинизма формировалась идеология «бодрячества» и завышенных оценок развития, теоретической базой которой стала концепция развитого социализма. Впервые положение о развитом социализме было выдвинуто Л. И. Брежневым в докладе в связи с 50-летием Октябрьской революции и повторено на XXIV съезде КПСС (См.: Брежнев Л. И. Ленинским курсом: Речи и статьи. М. 1973. Т. 2. С. 92; XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза: Стенографический отчет. М., 1971. Т. 1. С. 62). Учение о развитом социализме было объявлено крупнейшим вкладом в теорию марксизма-ленинизма. Было заявлено, что в советском обществе «осуществляется гармоничное развитие всех его сторон: экономической, социально-политической и идеологической», ему присуще «планомерно организованное и неуклонно растущее народное хозяйство», «распределение осуществляется по количеству и качеству труда», «социалистическая демократия получает всестороннее развитие, становится всенародной, охватывает все стороны жизни общества» (См.: Федосеев П. Н. Марксизм в XX веке. М., 1977. С. 584 - 585). Через призму этой теории стали рассматриваться многие проблемы истории.

Анализ историографической ситуации конца 60-х - первой половины 80-х гг. позволяет согласиться с оценками авторов коллективного сборника «На пороге кризиса», которые писали: «Брежневское руководство представляло собой консервативное, аппаратно-бюрократическое начало в партии, и оно органически вписывалось в сталинскую административно-командную систему, свято охраняя ее догматы, предрассудки и пороки. Со своей стороны концепция развитого социализма способствовала консервации этих пороков, поскольку она уводила в сторону от наболевших проблем, от реальных противоречий общества» (На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. М., 1990. С. 63).

Разработка проблем дореволюционной отечественной истории. Разработка проблем отечественной истории в конце 60-х - середине 80-х гг. велась широкой сетью исследовательских учреждений. Для этого периода было характерно увеличение числа работ специалистов различных достаточно узких исторических дисциплин (археологов, этнографов, востоковедов и т. д.), а также филологов, философов, искусствоведов.

Чрезвычайно важным явлением отечественной историографии ранних этапов истории Восточной Европы были первые опыты типологии обществ на этой территории. Особую роль сыграла здесь монография А. П. Новосельцева, В. Т. Пашуто, Л. В. Черепнина «Пути развития феодализма (Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика)» (1972 г.), в которой были рассмотрены вопросы возникновения и формы феодальной земельной собственности (частной и государственной), типы феодальной зависимости и эксплуатации, изменение форм общинной организации, характер взаимосвязи этнических и социальных процессов и т. д. (Подробнее см.: Развитие советской исторической науки: 1970 - 1974. М., 1975. С. 12). Общий вывод был сделан Л. В. Черепниным, В. Т. Пашуто, В. Д. Назаровым, которые писали: « .В аспекте общественного развития средневековой поры европейский регион страны дает широкий спектр разнообразных структур: доклассовые – этническо-племенные, родовые и патриархально-общинные у народов Севера; раннеклассовые - княжения-земли у части народов Северного Кавказа, мордвы и ижорян; территориально-политические конфедерации княжений-земель у землевладельческих народов (пруссов, эстонцев, латышей) и у кочевых (аваров, печенегов, торков, половцев). Наконец, собственно раннефеодальные государства - Хазария, Булгария, Древняя Русь и Литва, - сохраняющие сложный, многоэтнический облик и различающиеся как по уровню и характеру феодализации, так и по господствующей в них идеологии (иудейство, мусульманство, христианство, язычество). Древняя Русь предстает при этом как сильнейшее среди государств региона, как наследница богатого культурного достояния оседлых и кочевых народов, сменявших друг друга в Евразии на протяжении столетий» (Изучение отечественной истории в СССР между XXIV и XXV съездами КПСС: Дооктябрьский период. М., 1978. С. 8 - 9).

К сожалению, типологический подход в ряде случаев приводил к ошибочным построениям. В 1975 г. в Алма-Ате вышла книга О. Сулейменова «Аз и Я», в которой высказывалась мысль о совпадении уровня цивилизаций Руси и «Поля». Автор писал даже о «как бы вассальной зависимости отдельных русских княжеств от степных ханов». При этом игнорировался сравнительный анализ земледельческих и кочевых обществ (См.: Обсуждение книги Олжаса Сулейменова // Вопросы истории. 1976. № 9. С. 147-154).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Возникновения культа личности. Объективные и субъективные предпосылки возникновения культа личности.
Об опасности возникновения этого явления в революционном движении мыслители России и Европы предупреждали уже в 70-е годы ХIХ века. Симптомы этого явления в российском социал-демократическом движении появились еще до 1917 года. После пр ...

Эволюция торгово-промышленного предпринимательства в Российской империи. Влияние реформ 60-70-х гг. XIX века на развитие капитализма в России
По реформе 1861 года «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»[8], знаменовавшая вступление России в капиталистическую стадию развития, крестьянин был объявлен юри ...

Исследования историков Наполеоновского нашествия. Обсуждение дискуссионных проблем
На историографию войны 1812 года второй половины 40-50-х годов определенный отпечаток наложило письмо И.В.Сталина военному историку Е.А. Разину. Его публикация была вызвана следующим обстоятельством. 30 января 1946 г. профессор, полковник ...