Выводы.
В ХІХ веке Австро - Венгерская империя прошла долгий и сложный путь развития. Зная о печальном конце империи в 1918 году, можно только удивляться, как она могла существовать столь долго без серьезных национальных потрясений. С позиций ХХІ века, когда воинственный национализм становится очень модным (особенно – в Украине), трудно понять, как могли уживаться столь разные народы в одном государстве без жесткой диктатуры и подавления свободомыслия. Ведь тогда не могло быть такого тотального контроля, пропаганды и репрессивного аппарата, как у нас в ХХ веке !
Приходят на ум такие мысли.
1. Спасает парламентаризм. Парламент – место, где стороны (этнические, религиозные и социальные группы) могут согласовать свои интересы и найти компромисс.
2. Крамольная и спорная мысль: при существующем имущественном цензе от выборов отсекаются бедняки – люди, которым нечего терять. Бедняки не боятся социальных потрясений. Зажиточным людям всегда есть, что терять, и они не склонны проводить социальные эксперименты и идти на поводу у толпы.
3. Стабилизирующая роль верховной и сакральной власти. Царь (император и тд.) менее зависит от финансовых кланов, политических элит.
4. Как бы мы ни ругали в учебниках коварный австрийский двор, который спекулировал на украинско-польских противоречиях в Галиции, однако – масштабных столкновений не было, действовали украинские партии и т.д. А стоило распасться Империи, как началась кровавая война 1918 – 1919 гг.
Опыт австро-венгерского парламентаризма и федерализма незаслуженно забыт.
Поездка в Сибирь
В 1733 в составе академического отряда Великой Камчатской экспедиции Миллер отправился в Сибирь, где в течение десяти лет изучал документы местных архивов, собирал географические, этнографические и лингвистические данные по истории Сибири ...
Еда и напитки.
Фа-сянь, в начале V в. посетивший Индию, отменил, что ни один уважаемый человек не ест мяса и его употребление ограничивается низшими кастами. Вероятно, он преувеличивал, но, конечно, к этому времени многие индийцы из высших слоев стали в ...
Обострение межконфессиональных отношений и трагедия 1860 г. в Дамаске
Согласно султанскому манифесту 1856 г., христиане и иудеи в Османской империи были официально уравнены в правах с мусульманами. Подушная подать-джизья была отменена. Немусульманам отныне разрешалось ношение оружия, езда верхом в городах, ...