Система образования русского государства

В конце XVIII-начале XIX в России законодательно оформилась

сословная система образований. В 1802г было учреждено Министерство народного просвещения,

а с 1804г по распоряжения Александра I страна была разделена на 6 учебных округов.

Центрами округов стали университеты

, при них в губернских городах открывались гимназии

, а в уездных – училища.

Открывались специализированные учебные заведения: кадетские корпуса, Техническое училище, Строгановское училище, Педагогический институты, медико-хирургическая академия и т.д. Низшей ступенью образования стали одногодичные приходские училища, в которых обучались государственные крестьяне. Образцовым учебным заведением был Царскосельский лицей, программа в нем практически соответствовала университетской.

Стали появляться женские гимназии (средние учебные заведения), в которых обучение длилось 7-8 лет. Но поступать в университеты женщинам было запрещено; в 70-80гг их допустили туда на правах вольных слушательниц. А в 70-е годы на частные пожертвования были организованы высшие женские курсы с университетской программой в Москве, Казани, Киеве, Петербурге.

К концу 50-гг годов всего 6% населения России умело читать и писать. Ситуация стала меняться к лучшему после 1864г, когда был принято «Положение о народных училищах». В этом же году открылись учительские семинарии (педучилища), получили распространение 3-х годичные земские школы, крестьянские школы грамотности.

Однако, в 1866г, когда пост Министра народного просвещения занял Толстой Д.А., либеральный дух реформ пропал. Началась борьба с реформами предшественника: был введен институт инспекторов народных училищ с полицейскими функциями, во главе Советов училищ были поставлены предводители дворянства, не имеющие ничего общего с педагогикой. Земские школы противопоставили церковным школам, на развитие которых с 1884г отпускались значительные средства из бюджета.

Средним звеном образования считались гимназии и прогимназии двух типов: реальные и классические. Однако в 70-е годы исключение из гимназий достигло 60% детей, вершиной борьбы в 1887г стал циркуляр «о кухаркиных детях», который имел место для широкого толкования и лишал среднего образования большое количество детей.

Октябрьская революция в России - проблемы, оценки, расстановка политических сил
Еще недавно оценка Октябрьской революции как социалистической не могла быть не только оспорена, но даже подвергнута малейшему сомнению. Она имела характер аксиомы, освященной партийно-государственным авторитетом, и господствовала не тольк ...

Развитие института рабства.
Вторым важным социальным последствием развития княжеского и боярского землевладения было отложено в русском обществе значительного класса рабов и юридическое развитие института рабства. В Х веке челядь вывозилась большей частью за границу ...

Захват западных и южных русских земель Литвой и Польшей
Включение в состав Великого княжества Литовского большого числа русских земель, причем с более высоким уровнем общественных отношений и культуры, вело к русификации этого государства. С XIV в. оно, собственно, и именовалось Великим княжес ...