Система образования русского государства
В конце XVIII-начале XIX в России законодательно оформилась
сословная система образований. В 1802г было учреждено Министерство народного просвещения,
а с 1804г по распоряжения Александра I страна была разделена на 6 учебных округов.
Центрами округов стали университеты
, при них в губернских городах открывались гимназии
, а в уездных – училища.
Открывались специализированные учебные заведения: кадетские корпуса, Техническое училище, Строгановское училище, Педагогический институты, медико-хирургическая академия и т.д. Низшей ступенью образования стали одногодичные приходские училища, в которых обучались государственные крестьяне. Образцовым учебным заведением был Царскосельский лицей, программа в нем практически соответствовала университетской.
Стали появляться женские гимназии (средние учебные заведения), в которых обучение длилось 7-8 лет. Но поступать в университеты женщинам было запрещено; в 70-80гг их допустили туда на правах вольных слушательниц. А в 70-е годы на частные пожертвования были организованы высшие женские курсы с университетской программой в Москве, Казани, Киеве, Петербурге.
К концу 50-гг годов всего 6% населения России умело читать и писать. Ситуация стала меняться к лучшему после 1864г, когда был принято «Положение о народных училищах». В этом же году открылись учительские семинарии (педучилища), получили распространение 3-х годичные земские школы, крестьянские школы грамотности.
Однако, в 1866г, когда пост Министра народного просвещения занял Толстой Д.А., либеральный дух реформ пропал. Началась борьба с реформами предшественника: был введен институт инспекторов народных училищ с полицейскими функциями, во главе Советов училищ были поставлены предводители дворянства, не имеющие ничего общего с педагогикой. Земские школы противопоставили церковным школам, на развитие которых с 1884г отпускались значительные средства из бюджета.
Средним звеном образования считались гимназии и прогимназии двух типов: реальные и классические. Однако в 70-е годы исключение из гимназий достигло 60% детей, вершиной борьбы в 1887г стал циркуляр «о кухаркиных детях», который имел место для широкого толкования и лишал среднего образования большое количество детей.
3емлевладение приписных монастырей. Приписная система Троицкой
корпорации в ХV-ХVП вв
Термин “приписной монастырь” - довольно поздний. По нашим наблюдениям, он встречается в переписных книгах I678 г. Само же существование мелких обителей под Управлением более крупных и могущественных, покровительствующих им, известно в Сев ...
Продолжающиеся чистки
Ничто так не ослабило довоенную Красную Армию, как начавшиеся в 1937 году и не утихавшие вплоть до 1941 года чистки в среде военных. Эти чистки были частью продолжающегося процесса «очищения рядов», восходящего к концу Гражданской войны и ...
Подъем национально-освободительного движения югославянских народов в
Австро-Венгрии в период 1-ой Балканской войны
Острой была ситуация в югославянских землях – в Далмации, Истрии, Хорватском Приморье и Боснии, - где население было настроено против возможного вмешательства Австрии в балканские дела. В этом отношении весьма показательно выступление деп ...
