Изучение истории Белоруссии в довоенный периодСтраница 2
Кроме аграрной истории, В.И. Пичета разрабатывал и другие вопросы истории Белоруссии. Так, в 1925г. в связи с 20-летним юбилеем революции 1905-1907 гг. Пичета опубликовал в "Трудах Белорусского университета" ряд работ по истории рабочего и крестьянского движения в Белоруссии в годы первой русской буржуазно-демократической революции. В 1924 г - он издал первый общий очерк по истории Белоруссии с древнейших времен до Люблинской унии 1569 г. включительно, а в 1927 г. вышла его вторая обобщающая работа "История сельского хозяйства и землевладения в Белоруссии" (ч.1, до конца XVI в).
Одновременно с В.И. Пичетой над изучением вопросов социально-экономического развития Белоруссии работали также М.В. Довнар-Запольский и А.Н. Ясинский. В 1926 г. проф. Довнар-Запольский опубликовал большую монографию "Народное хозяйство Белоруссии в 1861-1914 гг.". Проф. Ясинский занимался главным образом историей развития крупного землевладения в Белоруссии XV в.
Однако во всех указанных выше обобщающих работах по истории Белоруссии имелись существенные недостатки. В них мало внимания уделялось классовой борьбе, а факты социально-экономической истории рассматривались в историко-юридическом аспекте.
В 1925-1927 гг. в белорусскую историографию вступила группа молодых историков: А. Бурдейко, Д. Василевский, Ф. Забелло, М. Мелешко, Т. Степанов, В. Щербаков и др. В их работах центральное место заняли не узкоюридические, а социально-экономические вопросы. Исследования феодализма уже охватывают XVIII - первую половину XIX в. В аграрных отношениях они выделяют в качестве центральной проблемы положение крестьянских масс, их классовую борьбу. Вся проблематика феодализма стала решаться с марксистско-ленинских позиций.
В начале 30-х годов молодой историк, воспитанник Белорусского государственного университета, ученик В.И. Пичеты Д.А. Дудков, опираясь на материалистическое понимание исторического процесса, занялся изучением генезиса и развития капитализма в Белоруссии. В его работах, основанных на изучении обширного фактического материала, убедительно показано, что и сельское хозяйство, и промышленность Белоруссии в пореформенную эпоху, особенно в начале XX в., развивались по капиталистическому пути. Эти исследования опровергли измышления белорусских буржуазных националистов о том, будто бы в Белоруссии не было условий для развития капитализма.
В 1934 г. было опубликовано постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР о преподавании гражданской истории в школе. Это постановление положило начало коренной перестройке работы на историческом фронте не только в области преподавания, но и в области изучения истории.
В соответствии с этим постановлением в 1934 г. при Белорусском государственном университете для подготовки высококвалифицированных кадров советских историков был открыт исторический факультет, а при нем - аспирантура. Аспирантура была организована также при институтах АН БССР. Эти мероприятия способствовали дальнейшему оживлению работы на историческом фронте.
В 1935-1940 гг. белорусская историография расширила тематику исследования разработкой вопросов проведения реформы 1861 г. в Белоруссии, революционной борьбы рабочих и крестьян в годы первой русской буржуазно-демократической революции, борьбы трудящихся за установление Советской власти в Белоруссии. На эти темы были опубликованы работы старшими научными сотрудниками Института истории АН БССР И.Ф. Лочмелем, Ф.О. Поповым и А.М. Богдановым.
Разрыв с патриотизмом
Приход большевиков к власти в России в 1917 г. означал помимо всего прочего, что они получили возможность направлять в соответствии со своими политическими программами процессы сближения и слияния наций в стране и мире, поскольку Октябрьс ...
Люди.
Все остальное свободное население составляи люди, называвшиеся либо своими племенными именами — словене, кривичи, радимичи, вятичи, либо топографическими: новгородцы, полочане, смолняне и т. д. Эти люди составляли местные городские и сел ...
Методика исследования
Время проведения исследования: 15января – 17 апреля 2010г.
Место проведения наблюдения: Историко-краеведческий музей г. Стрежевого.
Оборудование: штангенциркуль -1шт;
лупа – 2шт;
линейка -3шт; ...