Довнар-Запольский Митрофан Викторович. Биография. Научная деятельность

Происходил из старинного шляхетского рода, родился в семье служащего. Начальное и среднее образование получал в народном училище ст. Барановичи, школе г. Пловдива (Болгария), народном училище г. Речица, прогимназии г. Мозыря, а также в 1-й городской гимназии Киева, из которой был отчислен весной 1888, как указывалось в секретном приказе опекуна Киевского учебного округа, "за предосудительное и вредное поведение, выразившееся в чтении найденных у него книг преступного содержания", а именно поэмы Т. Шевченко "Мария", письма к А. Герцену и эмигрантского сборника "Громада", издававшийся в Женеве (Швейцария) деятелем украинского национально-освободительного движения Михайлом Драгомановым. В 1889 поступил на историко-филологический факультет Киевского университета, который успешно окончил в 1894.

Служил в Московском архиве Министерства Юстиции. Работал в Московском и Киевском университетах. В 1905 открыл в Киеве высшие женские вечерние курсы, в 1906 - высшие коммерческие курсы, преобразованные затем в коммерческий институт. Сотрудничал с газетами "Белорусское слово", "Белорусское эхо", "Вольная Беларусь", был членом комиссии БНР по организации Белорусского университета. Преподавал в ВУЗах Харькова и Баку. C 1 октября 1925 по 1 сентября 1926 работал заведующим кафедры истории Беларуси в Белорусском государственном университете. С осени 1926 работал в Москве.

Подвергался репрессиям в завуалированной форме: блокировались посты и должности, фундаментальный труд "История Белоруссии", написанный в 1925, был осужден как идейно-вредный.

Кризис феодально-крепостнической системы в сельском хозяйстве
1. . С 20-х гг. XIX в. в России усиленно росли сельскохозяйственные общества, появилась обширная агрономическая литература. Все новое в сельском хозяйстве, что появляется за границей, в России обсуждается и пропагандируется. Здесь испытыв ...

Формирование культа личности Сталина
Немалую роль в утверждении административно-командной системы сыграло теоретическое обоснование политическим руководством страны курса на форсированный переход к социализму, требующий жесткой централизации. Конкретным выражением всех качес ...

Социально-правовая программа политики просвещенного абсолютизма
Содержание программы отражается в проведении ряда реформ. Екатерина II чувствовала необходимость «свежих перемен», многие мероприятия екатерининского правительства (а порой с инициативой самой императрицы) несут на себе печать просвещенно ...