Чешская республика в 1993-2006 гг.
Страница 6

Материалы » Чешская республика в 1993-2006 гг.

Выборы в палату депутатов в июне 2006 г. дали неожиданный результат. Наибольшего успеха добилась ГДП, но ее отрыв от социал-демократов был минимальным, немногим более 1%. Своих представителей в нижнюю палату провели также коммунисты, «зеленые» и христианские демократы. Однако из-за равенства мандатов у правых и левых (по 100) практически невозможным стало формирование правительства большинства. Формально инициативу создания кабинета взяла на себя победившая ГДП. Социал-демократы отказались принять в нем участие, решив перейти в оппозицию. В августе 2006 г. длившееся 8 лет правление социал-демократов кончилось, кабинет министров Иржи Парубека сложил свои полномочия.

Новое правительство возглавил лидер ГДП Мирек Тополанек. Надежды ЧСДП взять реванш на выборах в сенат и местные органы власти в октябре 2006 г. не сбылись, лучшие результаты и на этот раз имели гражданские демократы. Это позволило им и далее возглавлять правительство.

Среди главных итогов внутриполитического развития Чешской Республики в годы ее независимого существования следует назвать следующие. Стабилизировалась партийно-политическая система, определились три ведущие политические партии – ЧСДП, ГДП и КПЧМ, обладающие устойчивым электоратом, накоплен некоторый опыт неформального сотрудничества социал-демократов и гражданских демократов, обеспечивший стране столь необходимую ей стабильность во время проведения глубокой трансформации политической и хозяйственных сфер жизни, а также вступления в европейские и трансатлантические интеграционные структуры.

Экономическое развитие Чехии после 1993 г.

Сформированное летом 1992 г. правыми и центристскими партиями правительство получило во вновь созданном самостоятельном государстве благоприятные политические условия для реализации программы социально-экономических преобразований, поддержанной большинством избирателей. Главными ее положениями были скорейший переход от централизованной к рыночной экономике, ускорение «большой» приватизации, т.е. акционирования крупных и средних промышленных предприятий, а также сближение с Европейским сообществом. Правительство В. Клауса оставило в силе принятую еще в едином со словаками государстве модель чековой или, как ее еще называют, «купонной» приватизации, гарантировавшей более мягкий в социальном отношении переход от государственной к частной и акционерной формам собственности. Созданная парламентом соответствующая правовая база существенно ограничивала, хотя полностью и не устраняла, возможность злоупотреблений со стороны государственной бюрократии и крупных предпринимательских групп при приватизации наиболее доходных предприятий и отраслей. Чехии удалось избежать появления «олигархов», как это случилось в ряде других постсоциалистических государств, особенно на постсоветском пространстве. Конечно, и в Чехии были «финансовые пирамиды», случаи коррупции высокопоставленных государственных служащих, но они не имели сколько-нибудь массового характера, а виновные преследовались в уголовном порядке.

Кабинету В.Клауса удалось достичь действительно высоких темпов приватизации. Если в 1990 г. доля частного сектора в создании ВВП составляла 7%, то в 1993 г. – почти 45%, а в 1999 г. – более 80%. При этом правительство сохраняло серьезный контроль над промышленными предприятиями, поскольку владевшие ими инвестиционные фонды были тесно связаны с четырьмя крупнейшими банками Чехии, а их контрольные пакеты акций находились в руках государства. Чековая приватизация позволяла также избегать перехода чешских предприятий в иностранную собственность, их искусственного банкротства, вывода активов и др. злоупотреблений. Поэтому в Чехии не было «обвала» промышленного производства, и уже с середины 90-х гг. наметился его рост и увеличение инвестиций. Правительство даже заговорило о «чешском экономическом чуде».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11