Социал-демократы.

Российская социал-демократическая рабочая партия (эсдеки) организационно оформилась в 1903 г. на II съезде, ко­торый принял Программу и Устав партии. Программа партии состоя­ла из двух частей. Первая часть («программа-минимум») предусматривала решение задач буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия и установление демократической рес­публики; всеобщее избирательное право и демократические сво­боды; широкое местное самоуправление; право наций на самооп­ределение и их равноправие; возвращение крестьянам отрезан­ных в 1861 г. от их наделов земель, отмену выкупных и оброчных платежей за землю и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм; 8 часовой рабочий день, отмена штрафов и сверхуроч­ных работ.

Вторая часть («программа-максимум») предусматривала победу пролетарской революции, установление диктатуры про­летариата для социалистического переустройства общества.

При обсуждении программных и особенно уставных вопросов наметились серьезные разногласия между двумя течениями — радикальным и реформаторским, возглавляемыми В. И. Ульяно­вым (Лениным) и Ю. О. Цедербаумом (Мартовым). Во время вы­боров в руководящие органы партии сторонники Ленина получи­ли большинство, и за ними закрепилось название «большевики». Сторонников Мартова стали называть «меньшевиками».

Меньшевики, ориентировавшиеся на опыт западноевропей­ской демократии, считали, что партия должна открыть доступ всем слоям населения, в ней могут уживаться различные точки зрения и взгляды, а в начавшейся в России революции, буржу­азной по своему характеру, роль гегемона, или руководителя, дол­жна принадлежать либеральной буржуазии, которая затем воз­главит реформы; пролетариат будет выступать ее союзником. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу, пере­житок феодального общества.

Ленин и его сторонники отстаивали идею партии «нового ти­па» — замкнутой, законспирированной организации, со строгой дисциплиной, выражающейся в формуле: меньшинство подчиня­ется большинству. Они считали, что, хотя революция в России и носит буржуазно-демократический характер, ее гегемоном и движущей силой является пролетариат, а его союзником — крестьянство. Большевики считали русскую буржуазию при­датком царизма, контрреволюционной силой. Отвергая идею буржуазного реформирования общества, они выступали за рево­люционный слом традиционных институтов власти в ходе воору­женного восстания. На смену царизму, по их мнению, должна была прийти диктатура пролетариата.

В 1906 г. и большевики, и меньшевики пересмотрели аграрную программу партии. Идя за настроениями крестьян, на по­мощь которых они рассчитывали, большевики включили в нее требования конфискации всех помещичьих, государственных, удельных, церковных и монастырских земель, а также национа­лизации всей земли в стране, т. е. передачи ее в собственность государства. Меньшевики выдвинули программу муниципализа­ции земли, т. е. передачи конфискованной помещичьей земли в собственность местных органов власти при сохранении мелкой крестьянской собственности на землю.

РСДРП была по своему составу партией пролетарско-интеллигентской, многонациональной. Большевистское крыло партии насчитывало в 1907 г. около 46 тыс. человек, меньшевистское — более 100 тыс.

Реформы столыпина. Выбор пути.
1906 г. Россия встретила на распутье. Существовала реальная возможность развития событии по трем направлениям: 1) дальнейшее продолжение революции; 2) наступление контрреволюции; 3) трансформация револю­ции «снизу» в революцию «сверху». И ...

Религиозные представления.
Существует придание о прародине древних ариев, находившейся на территории нынешней Арктики. Учёные предполагают, что около 28 – 36 тысячелетий тому назад из-за отклонения оси Земли, вызванного изменением гравитационных сил Солнечной систе ...

Закон о гомстедах. Ликвидация рабства
В мае 1862 года правительство Линкольна провело в Конгрессе закон о гомстеде, которого в течение двух с лишним десятилетий добивались фермеры и рабочие. Гомстеды - участки земли на Западе, предоставлявшиеся каждому американскому граждани ...