Социал-демократы.

Российская социал-демократическая рабочая партия (эсдеки) организационно оформилась в 1903 г. на II съезде, ко­торый принял Программу и Устав партии. Программа партии состоя­ла из двух частей. Первая часть («программа-минимум») предусматривала решение задач буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия и установление демократической рес­публики; всеобщее избирательное право и демократические сво­боды; широкое местное самоуправление; право наций на самооп­ределение и их равноправие; возвращение крестьянам отрезан­ных в 1861 г. от их наделов земель, отмену выкупных и оброчных платежей за землю и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм; 8 часовой рабочий день, отмена штрафов и сверхуроч­ных работ.

Вторая часть («программа-максимум») предусматривала победу пролетарской революции, установление диктатуры про­летариата для социалистического переустройства общества.

При обсуждении программных и особенно уставных вопросов наметились серьезные разногласия между двумя течениями — радикальным и реформаторским, возглавляемыми В. И. Ульяно­вым (Лениным) и Ю. О. Цедербаумом (Мартовым). Во время вы­боров в руководящие органы партии сторонники Ленина получи­ли большинство, и за ними закрепилось название «большевики». Сторонников Мартова стали называть «меньшевиками».

Меньшевики, ориентировавшиеся на опыт западноевропей­ской демократии, считали, что партия должна открыть доступ всем слоям населения, в ней могут уживаться различные точки зрения и взгляды, а в начавшейся в России революции, буржу­азной по своему характеру, роль гегемона, или руководителя, дол­жна принадлежать либеральной буржуазии, которая затем воз­главит реформы; пролетариат будет выступать ее союзником. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу, пере­житок феодального общества.

Ленин и его сторонники отстаивали идею партии «нового ти­па» — замкнутой, законспирированной организации, со строгой дисциплиной, выражающейся в формуле: меньшинство подчиня­ется большинству. Они считали, что, хотя революция в России и носит буржуазно-демократический характер, ее гегемоном и движущей силой является пролетариат, а его союзником — крестьянство. Большевики считали русскую буржуазию при­датком царизма, контрреволюционной силой. Отвергая идею буржуазного реформирования общества, они выступали за рево­люционный слом традиционных институтов власти в ходе воору­женного восстания. На смену царизму, по их мнению, должна была прийти диктатура пролетариата.

В 1906 г. и большевики, и меньшевики пересмотрели аграрную программу партии. Идя за настроениями крестьян, на по­мощь которых они рассчитывали, большевики включили в нее требования конфискации всех помещичьих, государственных, удельных, церковных и монастырских земель, а также национа­лизации всей земли в стране, т. е. передачи ее в собственность государства. Меньшевики выдвинули программу муниципализа­ции земли, т. е. передачи конфискованной помещичьей земли в собственность местных органов власти при сохранении мелкой крестьянской собственности на землю.

РСДРП была по своему составу партией пролетарско-интеллигентской, многонациональной. Большевистское крыло партии насчитывало в 1907 г. около 46 тыс. человек, меньшевистское — более 100 тыс.

Поездка в Сибирь
В 1733 в составе академического отряда Великой Камчатской экспедиции Миллер отправился в Сибирь, где в течение десяти лет изучал документы местных архивов, собирал географические, этнографические и лингвистические данные по истории Сибири ...

Консолидация русского общества в ходе Отечественной войны 1812 года
Великий русский народ имеет яркую многовековую историю самоотверженной борьбы за национальную независимость своей Родины. Много раз ему приходилось героически отражать нападения иностранных захватчиков, которые пытались поработить нашу ст ...

 Изменения традиционной структуры Казахстана период становления административно-командной системы.  НЭП как недолговременная альтернатива социально-экономическому и политическому кризису
В 20-30 годы ХХ века – это один из наиболее трагических периодов истории Казахстана. Получив на словах автономию и право самому распоряжаться своей судьбой, казахский народ получил на деле жесточайшую тиранию и геноцид. Прикрываясь лицеме ...