Заключение

Осуществленные Петром I реформы имели большое значение для исторической судьбы России. Созданные им институты власти просуществовали сотни лет. К примеру, Сенат действовал с 1711 г. по декабрь 1917 г., т.е. 206 лет, синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 по 1918 г., т.е. немногим менее 200 лет; система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., т.е. 163 года спустя после ее введения в 1724 г. Столь же долгая судьба была уготована и многим другим реформам Петра Великого. В истории России немного таких или других институтов государственной власти, созданных когда-либо до Петра I или после него, которые просуществовали бы так долго и оказали бы столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни [5, c. 425].

Время правления Петра I — это время необычайного напряжения народных сил для разрешения вековой задачи великорусской государственности. Это напряжение, заставляя собирать в одно все разрозненные орудия государственной деятельности, произвело в составе русского крестьянства сдвиги, надолго определившие и состав земледельческого класса и формы его существования. Так же, как и по отношению к мерам Петра I относительно шляхетства, можно сказать, что и крестьянство при нём не испытало коренного переустройства своего быта, но ряд отдельных мер, вызванных военными или финансовыми нуждами, продолжал укреплять те начала, которые создались и утвердились в жизни. Основная задача государственной жизни времён Петра I оставалась та же, следовательно, и с этой стороны не могло проявиться ничего, что могло бы существенно изменить состояние классов русского общества [2, c. 322].

Анализируя земельную политику Петра I можно выделить следующие существенные моменты:

1. Основной её целью было подчинение всех сторон эксплуатации земель государства интереса укрепления центральной власти и росту её административных, политических и военных возможностей;

2. Закрепощение крестьян преследовало, главным образом, фискальные цели, а также необходимость обеспечения экономической основы существования дворян как базы для формирования офицерского корпуса и статских чиновников;

3. При внешней декларативной ориентированности на рост товарно-денежных отношений на деле центральная власть не ставила целью формирование класса как сельскохозяйственных, так и промышленных капиталистов на базе интенсификации использования земель, включая использование полезных ископаемых;

4. В сфере экономических аспектов управления земельными ресурсами Петр I продолжал политику, сложившуюся в ранее, начиная со второй половины XVI в.;

5. Основные новации были введены в сфере административного управления территориями и заложили основы территориального управления вплоть до наших дней;

6. Упростилась структура сельского населения: на смену множеству состояний зависимости пришли, фактически 2 (крепостная зависимость от частного владельца-помещика или от государства);

7. Мероприятия в области земельной политики базировались на осознании правительством Петра I того, что экономической основой его деятельности является аграрный сектор;

8. Развитие промышленности было подчинено нуждам выполнения госзаказа, что привело к появлению посессионных крестьян;

9. Введение подушной подати позволило увеличить площадь обрабатываемых земель, однако превращение помещиков в "налоговых агентов" привело к сдерживанию развития капитализма в сельском хозяйстве и не позволяло эффективно повышать благосостояние крепостных крестьян;

10. Правительство пыталось смягчить наиболее варварские способы эксплуатации крепостных, однако эти меры были малоуспешными, либо половинчатыми.