смутПодтверждение гипотезы
Страница 1

1. У всех авторов: будь то неизвестный написавший «Повесть о преславном российском царстве», или В.О.Ключевский, отмечается особый народный настрой. «Что стали, что оплошали? Чего ожидаете и зачем врагов своих к себе допускаете, а пагубному корню и зелью даете в земле укорениться и, как злой горькой полыни, пуще расплодиться?! Или того ждете, чтобы вам сам тот великий столп святыми своими устами изрек и повелел бы вам против врагов встать и вас на кровопролитие поднять? Сами знаете, его ли это дело — повелевать кровь проливать?! Ей-ей, никогда от него, государя, такого наставления не будет, ибо и сам он,— государь великого разума, понимания и мудрого ума,— полагаю, мыслит, чтобы не от него началось, но им бы добро свершилось, его бы непреклонной стойкостью и молитвами к богу, а вашим бы старанием, ополчением на врагов и мужеством » - пишет автор «Повести о преславном российском царстве». Из данного текста видно , что народ абсолютно потерял самостоятельность оставшись «без царя в голове и царя в Кремле», то есть захватчики не встречали физического сопротивления и в отличие от прошлых коллизий ,которые происходили с россиянами в данной ситуации люди не могли выбрать вожака для освобождения и лишь только могли выбрать атамана для грабежа. Понятно в такой ситуации иноземным магнатам наподобие Мнишеков никакого труда не составляло привести на трон того, кого им хотелось, а ситуация с «ожившим» Дмитрием способствовала этому. Подобное положение являлось уникальным в русской истории. Если рассматривать другие исторические эпизоды, такие как 1812 год, или 1941-1945, то отлично видно, как весь народ организовывается под чьим-то началом для борьбы, а не старается переждать бедствие. Конечно, и в Смутное время произошло «соединение» всех слоев общества для борьбы , опять же под началом Минина и Пожарского ,но лишь только в конце, когда большой урон был нанесен и наступил момент наивысшего «возмущения» ситуацией. Это одно изменение. Есть и другое. О нем особенно точно и хорошо написал К.Валишевский. «Сравнительно мирное состояние достигнутое Борисом при помощи временных мер, было только перемирием. Борьба должна была возобновиться; и еще свежее воспоминание о пережитых в царствование Грозного ужасах позволяло предвидеть, какова она будет. Как из своего сердца, Иван успел вырвать и из сердца своих подданных всякое чувство жалости. Бояре и крестьяне, то жертвы, то палачи, то зрители, то исполнители его кровавых оргий, стали похожи на диких зверей, которые не могли уже, увидев друг друга, не оскалить зубы. Всякое доверие, даже в самых обычных отношениях, казалось , было потеряно. Приятель, одалживая свое друга ,требовал залог, в три раза превышавший стоимость ссуды , и взимал четыре процента в неделю! Грабили без стыда, выжидая поры, когда будут истреблять друг друга без пощады.

Таким образом и общество уже разрушалось , ряды его расслаивались, рассыпаясь прахом; тревожным в этом отношении служило грозное и непрерывное умножение «гулящего люда» - казачества. В этом явлении, которое объясняли разными причинами, при ближайшем исследовании невозможно не распознать прямого последствия династического перелома, приготовленного в Угличе. Испытание застигло еще неокрепший организм в процессе наслоения и внутреннего слияния. Вплоть до смерти Федора, совершалась ли эволюция или шла революция, работа эта охранялась железной оправой , которою князья из дома Калиты сумели окружить то огромное горнило , где они нагромождали и перетирали собственные части сплава. Этой защитой была автократия, воля царя самодержавная, безусловная и заменяющая собой все то, что в созревших обществах сплачивает людей, мешает им бросится и истребить друг друга. Но вот эта железная оправа рушилась». Как верно отмечено, Иван Грозный «приговорил» Московское царство, посеяв страх, переросший в ненависть к ближнему, на Смуту и гражданскую войну. Долгое время охраняемое и соблюдаемое твердой рукой царя государство не перенесло восшествия слабосильного Федора на трон, а «озверевший» народ и могущественные кланы бояр сделали свое дело. Такое повторилось, когда на трон взошел одновременно жестокий и далекий от управления монарх Николай II. Чем его правление кончилось известно всем. И, наконец, третье. «В обществе, безусловно, произошел какой-то моральный сдвиг, действовал кризис нравственный. Достаточно вспомнить, как москвичи «целовали крест», т.е. клялись во имя всего святого сначала Годунову, потом первому самозванцу, захватившему трон, потом царю Василию Шуйскому, потом польскому королевичу Владиславу… И в очередной раз становились клятвопреступниками. А чего стоит основанное на лжи самозванство! Причем часто на лжи взаимной: одни назывались царями, не имея никаких прав на престол, другие, если и не зная наверняка, то уж догадываясь, что имеют дело с узурпаторами, делали вид, будто им верят…» - пишет историк С.В.Бушуев. В этой статье отражается третье изменение в национальном сознании, которое заставляло присягать народ различным людям, не имеющих прав на трон. Причины этого сдвига были различны. Возможно, люди были не верны своим клятвам из-за желания добиться установления истинной власти и приблизится к ней. Оно опять проснулось и во времена дворцовых переворотов и во время восстания декабристов, когда желание спокойной жизни возобладало над здравым смыслом, и заставляло принять на трон любого претендента и принести присягу неизвестному человеку.

Страницы: 1 2 3

Оконишников И.П. купец-предприниматель
Много общего с ремеслом имел весьма распространенный мукомольный промысел. Можно рассмотреть развитие предпринимательского дела у купцов Казанской губернии на примере казанского купца, хозяина паровой мельницы - Ивана Петровича Оконишнико ...

Подъем национально-освободительного движения югославянских народов в Австро-Венгрии в период 1-ой Балканской войны
Острой была ситуация в югославянских землях – в Далмации, Истрии, Хорватском Приморье и Боснии, - где население было настроено против возможного вмешательства Австрии в балканские дела. В этом отношении весьма показательно выступление деп ...

Разрыв с патриотизмом
Приход большевиков к власти в России в 1917 г. означал помимо всего прочего, что они получили возможность направлять в соответствии со своими политическими программами процессы сближения и слияния наций в стране и мире, поскольку Октябрьс ...